Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске







Когда мотор показывает зубы

16 мая 2007

Применение зубчатых ремней вместо цепи или шестерен для привода распределительного вала началось чуть более 40 лет назад, и за этот период ремень практически полностью вытеснил все другие варианты привода, цепи и шестерни. Ременной привод можно встретить сегодня более чем в 75% двигателей автомобилей, произведенных в Европе. Срок службы зубчатых ремней для бензиновых двигателей, по оценкам европейских специалистов, составляет от 120 000 до 160 000 км, а для дизельных двигателей - от 90 000 до 160 000 км. Существуют зубчатые ремни, срок службы которых достигает 240 000 км, что может сравниться со сроком службы самого двигателя.

Однако, несмотря на длительный срок службы зубчатых ремней, они нуждаются в периодической проверке из соображений безопасности. Что крайне необходимо, так как обрыв зубчатого ремня может повлечь за собой весьма серьезные повреждения двигателя. Это вроде бы все знают. Но мы знаем также, что повторение - мать учения, и поэтому предлагаем вам ознакомиться с некоторыми основными рекомендациями, которые разработаны специалистами фирмы Contitech - подразделения известного германского резинотехнического концерна Continental, специализирующейся в числе прочего на производстве приводных ремней и комплектов для их установки.

Маленькая причина больших проблем

Состояние коня, как мы все помним, в старину определяли по зубам. Зубья приводного ремня в двигателе современного автомобиля также могут поведать о многом. Специалисты Contitech рекомендуют проводить тщательный осмотр состояния зубчатого ремня при диагностике автомобиля.

Вот, например, основные причинно-следственные связи, которые отражаются на состоянии ремня. 

Заметный износ краев ремня означает, что

  • отсутствует соосность между шкивами, которые приводятся им в движение;
  • один или несколько приводимых шкивов имеют осевое смещение;
  • края одного или нескольких зубчатых шкивов повреждены.

Материал ремня в перемычках между зубьями имеет следы износа, значит:

  • один или несколько шкивов имеют критический износ;
  • натяжение ремня слишком велико.

Заметный износ боковин зубьев говорит о том, что

  • натяжение ремня слишком большое или, наоборот, слишком слабое;
  • зубья испытывали воздействие посторонних предметов;
  • натяжной ролик имеет критический износ и заедает.

Отслоение зубьев ремня от основы станет сигналом о том, что

  • ремень подвергается воздействию масла или охлаждающей жидкости, следовательно, все сальники и соединения в этой зоне необходимо подвергнуть тщательной инспекции.

На зубьях обнаруживаются потертости, их причинами прежде всего бывают

  • попадание посторонних предметов в привод зубчатого ремня;
  • повреждения зубчатого ремня до или во время предыдущего монтажа.

Следы растрескиваний и царапины на внешней стороне зубчатого ремня расскажут о том, что

  • он подвергался воздействию как слишком низких, так и слишком высоких температур;
  • на него попадали посторонние едкие вещества (к ним, кстати, можно смело отнести солевые растворы и составы, которыми щедро покрывают наши дороги зимой);
  • обратный прижимной ролик сильно износился и заедает;
  • сам ремень слишком старый.

 

Разрыв ремня, как считают специалисты компании Contitech, становится следствием воздействия таких основных факторов, как

  • превышение допустимых сроков эксплуатации ремня, воздействие посторонних предметов;
  • воздействие эксплуатационных жидкостей и прочих посторонних веществ;
  • слишком сильное натяжение и изломы;
  • повреждения ремня как до, так и во время установки.

 

Советы дантисту

Технология замены зубчатых ремней подробно изложена в документации по обслуживанию каждой конкретной модели автомобиля, посему повторять ее вряд ли имеет смысл. Однако есть ряд основополагающих принципов, которых следует придерживаться в обязательном порядке.

    1. В случае обнаружения каких-либо из вышеперечисленных признаков категорически запрещается производить замену зубчатого ремня без выяснения и устранения причин тех или иных повреждений ремня.
    2. Зубчатый ремень одевается на шкивы только вручную. Во избежание повреждения ремня ни в коем случае нельзя прилагать при надевании его больших усилий или использовать подручные средства. В случае, если для монтажа ремня предписывается использование специальной оснастки, возможно использование только данной оснастки.
    3. Натяжение зубчатого ремня необходимо устанавливать согласно предписаниям производителя и можно проверить специальным прибором, таким как, например, прибор, производимый фирмой Autotestgeraete Leitenberger GmbH.
    4. Для того чтобы получить оптимальное натяжение зубчатого ремня при помощи натяжного ролика, необходимо провернуть коленчатый вал минимум на два оборота в сторону вращения двигателя.

    5. Чтобы исключить проскальзывание зубчатого ремня, необходимо не допускать его контакт с маслом или другими химическими веществами, а также не производить очистку привода едкими чистящими средствами.

 

Обрыв ремня ГРМ на ВАЗ-2112

"СПОРТЛОТТО" по-шестнадцатиклапанному

5 из 36, 6 из 45, 8 из 16... Насчет сочетания первых двух пар цифр вроде все ясно: наименования тиражей некогда популярной лотереи "Спортлото". Третья пара цифр - это тоже своего рода лотерея, цифры в которой могут меняться от "2 из 16", если повезет, до "16 из 16", если не повезет.

У нас получилось среднее - "загнуло" 8 клапанов из 16 существующих в двигателе ВАЗ-2112 при обрыве ремня привода ГРМ. Произошло это при разгоне, когда автомобиль двигался со скоростью около 40 км/ч. Поэтому и "8 из 16". Чем больше обороты двигателя, тем выше первое число.

Последствия обрыва ремня напрямую связаны с конструкцией двигателя. Так, например, двигатель ВАЗ-21083 имеет поршни, в днище которых есть глубокие выборки под тарелки клапанов. Соответственно клапаны в открытом положении не достают до днища поршня, когда последний находится в верхней мертвой точке, и обрыв ремня ГРМ не приводит к поломкам. ВАЗ-2112 - современный мотор с шестнадцатиклапанной головкой, имеющий камеры сгорания особой формы, позволяющие получить улучшенные мощностные, экономические и экологические характеристики двигателя.

История вопроса

Вообще-то, нам были прекрасно известны последствия обрыва ремня, и поэтому при пробеге в 39 тысяч километров мы "хоженый" заменили на новый. Однако слесарь, менявший ремень, повернул натяжной ролик не в ту сторону. Это мы заметили, когда подтягивали ослабший ремень через 10 тысяч. Еще через 200 километров он порвался. Причина неясна: то ли длительная эксплуатация с ослабшим ремнем, то ли ремень перетянули во время последнего ремонта.

Восстановление работоспособности двигателя обошлось в 4,5 тысячи рублей: 2,5 - работа и 2 - запасные части. Пришлось приобрести комплект клапанов, маслосъемных колпачков, сальников масляных колодцев, натяжной и опорный ролики и, собственно, сам ремень ГРМ. Хорошо, что не повредились направляющие втулки клапанов, а то потребовался бы еще ремонт головки.

Проверка состояния

Заводом-изготовителем определен срок ходимости зубчатого ремня в 60 тысяч километров. Столько он и ходит, даже больше при соблюдении ряда условий, одним из которых является правильное натяжение ремня.

Для этого существуют специальные электронные частотомеры (большая редкость на любой СТО, где натяжение в большинстве случаев слесаря проверяют пальцем). Ручной способ предусматривает проверку натяжения зубчатого ремня в средней части ветви между шкивами "распределительных валов. Оно должно быть таким, чтобы под действием предмета шириной 3 мм с усилием в 10 кг прогиб ремня составлял 5,4 мм. Допускаются отклонения в любую сторону не более 0,2 мм. Выполнить эту процедуру можно и самостоятельно, но нужно помнить, что двигатель должен быть холодным (+15-30°С).

Перетянутый ремень обрывается - прочность нитей корда ограничена. И чем сильнее натянут ремень, тем быстрее порвутся нити. Ослабленный ремень тоже долго ходить не будет, т.к. при заходе на шкив зубья ремня не попадают во впадины зубьев шкива - происходит подрез и последующий отрыв зубьев от основы.

Приблизительно оценить натяжение ремня на шестнадцатиклапанном двигателе можно, демонтировав пластиковую заглушку на защитной передней крышке. Естественно, что если ремень значительно прогибается от нажатия пальца, то необходима его регулировка. (Кстати, в нашем случае установленный и натянутый всего неделю назад ремень за это время уже порядком ослаб.)

И еще позволим себе напомнить некоторые правила обращения с ремнем.

      • Ремень нельзя перегибать. Если при покупке есть подозрения, что ремень в процессе хранения и транспортировки перегибался, то от покупки лучше отказаться. Такой долго не прослужит.
      • Ремень при эксплуатации должен быть чистым. Не допускается попадание на него масла, антифриза и грязи. Так, например, масло разъедает резину, а грязь - это абразив. Нельзя удалять никакие детали защитного кожуха. Любой небольшой камень, попавший в привод, сразу же вызовет обрыв ремня.
      • При замене ремня желательно заменить опорный ролик и ролик натяжителя по той причине, что изношенные подшипники роликов могут начать подклинивать, что приведет к перегреву ремня и появлению на нем трещин.

Проблемы с ременным приводом характерны не только для вазовских машин. Большинство двигателей современных автомобилей имеют в приводе газораспределительного механизма зубчатый ремень. Такие двигатели тише и легче двигателей с цепным приводом. И такие же надежные. Надо только вовремя производить техническое обслуживание у грамотных специалистов.


Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI