Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Максим Ахтямов
Максим Ахтямов

Фольксваген Жук - хорошо известный на рынке автомобиль, который заметно менялся из года в год и постепенно шел к совершентсву. Далее...


Самый полный привод

Сегодня в роли студентов у нас выступают два седана с разными типами полного привода: постоянным и подключаемым.

Наш очередной тест стал экзаменационной сессией. Что это значит? Сессия – самое напряженное время для студентов, когда приходится выкладываться на сто процентов и в сжатые сроки сдавать экзамены и зачеты. Сегодня в роли студентов у нас два седана с разными типами полного привода: постоянным и подключаемым. Им предстоит пройти несколько испытаний на профпригодность полного привода. В экзаменационную комиссию вошли чемпион России по ралли Алексей Игнатов и призер Кубка России по ралли Ярослав Федоров.

С каждым годом развития автомобильной промышленности разрабатываются все новые схемы полного привода. Доходит до того, что на разных моделях одной марки применяют различные типы полного привода: постоянный и подключаемый. Так, в модельном ряду Cadillac есть модели как с постоянным полным приводом – Escalade, SRX, STS, так и с подключаемым – CTS, BLS.

На примере двух моделей «Кадиллаков» мы и рассмотрим особенности разных типов полного привода. Какая схема более безопасна, более интересна в управлении, более быстра? На этот вопрос и постараемся ответить.

Экзаменуемые:

Cadillac CTS

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Cadillac CTS оснащен двигателем V6 с непосредственным впрыском объемом 3,6 л 311 л.с. и шестиступенчатым автоматом.

Полный привод CTS

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Полный привод не носит громких имен вроде X-drive. Но при этом имеет много общего с ним. При равномерном движении большая часть крутящего момента приходится на заднюю ось (75%), но при старте, в повороте и при пробуксовке многодисковая муфта «мокрого» типа перераспределяет крутящий момент на переднюю ось. Механизм полного привода, как и сопутствующую электронику, поставляет компания Borg Warner. Передний дифференциал открытый, а задний – повышенного трения.

Cadillac STS

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Cadillac STS оснащается мотором V8 с распределенным впрыском мощностью 320 л.с. и крутящим моментом в 425 Нм. После рестайлинга STS получил решетку радиатора в новом корпоративном стиле и измененный интерьер, включая большой дисплей на центральной консоли от Cadillac Escalade.

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Система полного привода классическая для полноприводного автомобиля: два межколесных и один межосевой дифференциал. Передний межколесный и межосевой дифференциалы свободные. Задний дифференциал – повышенного трения. К тому же межосевой дифференциал делит крутящий момент 40:60.

Экзамен первый: разгон на льду

На старт выходит ярко-красный Cadillac CTS. Стартовать, по теории, на подключаемом полном приводе сложнее, так как большая часть момента идет на заднюю ось. Но на старте муфта полностью заблокирована, и все 4 колеса начинают одновременно буксовать. С увеличением скорости муфта постепенно ослабевает и автомобиль становится «более заднеприводным».

Легко ускоряться получается только при включенной системе стабилизации и на скоростях до 50 км/ч. С ростом скорости приходится немного корректировать траекторию движения автомобиля.

На разгоне с полувыключенной системой стабилизации, когда отключается только противобуксовочная система (Traction Control), а система стабилизации (Stability System) остается «на страже», машина нервничает: при старте автомобиль начинает сильно буксовать, но как только задняя ось начинает уходить в бок, система стабилизации резко осаживает машину тормозами. В итоге время разгона получается тем же, но автомобиль заставляет понервничать.

А что будет, если полностью отключить систему стабилизации? Для этого надо удерживать кнопку более 5 секунд. Автомобиль стал значительно понятнее, чем с полувыключенной системой. А применение ручного режима шестиступенчатого автомата дает ощутимый выигрыш во времени. Информативный газ позволяет разгоняться небольшой пробуксовкой, что позволяет держать муфту постоянно заблокированной и еще больше увеличивает преимущество в разгоне с ростом скорости.

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Редкий случай, когда в заносе у STS колеса не сильно повернуты наружу поворота.

На исходной Cadillac STS. Старт! И немного осаживаемый системой стабилизации черный седан начинает ускоряться, при этом приходится делать небольшие, но быстрые корректирующие движения рулем, чтобы погасить небольшой занос. Результат превзошел наши ожидания – 6,5 секунд до 50 км/ч. Столько мы не смогли показать даже с выключенной системой стабилизации на более легком красном седане. В промежуточном положении системы стабилизации время удалось улучшить на 0,6 секунды. А с выключенной – при бездумном нажатии на педаль газа автомобиль может простоять пару секунд на месте с пробуксовкой всех 4 колес – такова тяга на низах V-образной восьмерки Northstar. Нежная работа газом – и автомобиль начинает движение, но корма плавает, как яичница на сковороде. Только резкие и точные корректирующие движения рулем позволяют сохранить прямолинейное движение. Самое главное - предотвратить ритмический занос! А время? Ради чего мы так искусно работали рулем? Те же 5,9 секунды как и с полувыключенной системой TC.

Замеры на асфальте

На асфальте нюансы работы полного привода понять сложно. А при разгоне еще сложнее. На первый план выходит мощность. А может крутящий момент? Разница в мощностных характеристиках минимальна – всего 9 л.с. А если пересчитать количество лошадиных сил на тонну, то CTS окажется более энерговооруженным: 166 л.с. на тонну против 164 л.с. на тонну у STS. Но как гласит американская поговорка, лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки! У STS крутящий момент не только больше на 51 Нм, но и достигается при более низких оборотах.

Разгон CTS занимает 7,7 секунды – не самый выдающийся результат при таких характеристиках. Дело в том, что мотор имеет ярко выраженный подхват на «верхах», и столь же вялый характер на «низах». Такая характеристика интересна с точки зрения ощущений, но коробка передач имеет растянутые передачи. На заднеприводном седане эта проблема частично решена установкой более короткой главной пары.

Мы уже встречались с мотором V8 NorthStar на Cadillac SRX. Тогда он поразил своей тягой. Но здесь…

На старте шипованная резина не в силах удержать автомобиль, и он уходит с пробуксовкой всех четырех колес. Ускорение настолько мощное и напористое, что хочется остановиться и стартовать снова и снова. Но, стоп! Мы здесь для того, чтобы выявить, какой тип полного привода имеет заметно лучшие результаты на асфальте по сравнению заездами на льду.


Лед Асфальт
Улучшение результатов
на асфальте, с/%
Система стабилизации Вкл. Выкл. Вкл. Выкл. Вкл. Выкл.
CTS
Разгон до 50 км/ч, с 7,2 6,6 3,1 3,0 4,1/56 3,6/54
Разгон до 100 км/ч, с - - 7,7 7,8 - -
STS
Разгон до 50 км/ч, с 6,5 5,9 2,4 2,5 4,1/63 3,4/57
Разгон до 100 км/ч, с - - 6,7 6,7 - -

Отсутствие улучшений результатов на асфальте с выключенной системой стабилизации говорит о том, что противобуксовочная система настраивается под асфальт. На льду пока человек работает более эффективно.

Итог по экзамену

Cadillac STS, благодаря мощному мотору и постоянному полному приводу, заслуживает оценку «отлично».

Cadillac CTS получает оценку «хорошо» в основном за невыдающееся выступление на асфальте.

Управляемость

Для того, чтобы поставить оценки за управляемость (т.е. способность автомобиля менять направление движения под действиями водителя), нам необходимо определить его поворачиваемость.

Надо двигаться по кругу с ровным газом, и посмотреть, какую ось начнет раньше уводить с траектории движения.

Даже на льду на обоих автомобилях система стабилизации не дает развиться заносам. Поэтому предельная скорость движения ограничена именно ей. Однако если ее отключить, то на льду CTS покажет нейтральную поворачиваемость, в то время как STS - выраженную избыточную.

Максимальная скорость при движении по ледяному кругу диаметром 25 метров:

Система стабилизации

Cadillac CTS, км/ч

Cadillac STS, км/ч

Включена

24,8

25,3

Полувыключена

27,2

26,5

Выключена

28,4

27,5

Система стабилизации на STS работает не только агрессивно, но и эффективно.

Правда с отключением электронных помощников автомобиль все медленнее начинает проходить круг. Даже в «промежуточном» состоянии электронных спасителей автомобиль не застрахован от разворота.

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Под тягой Cadillac CTS может ехать в заносе как по циркулю, круг за кругом. Главное - точно дозировать тягу.

В повороте на льду Cadillac CTS начинается снос передних колес, и здесь есть два выхода из этого положения. Стандартный: уменьшить газ и немного вернуть руль к исходному положению. Агрессивный: резко добавить газ и перевести все 4 колеса в скольжение. Ведь в исходном положении на заднюю ось приходится 75% крутящего момента, и как только датчики перегрузки и Yaw Sensor (датчик угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси) чувствуют, что машина заскользила, они блокируют муфту, и автомобилем можно управлять газом, даже не прибегая к рулению.

И это подтверждает чемпион России по ралли Алексей Игнатов: «Автомобиль в скольжении напоминает что-то среднее между Audi A4 и Subaru Impreza WRX STI N12».

Для более продвинутого водителя красный седан доставит несомненное удовольствие от вождения, автомобиль как по циркулю скользит по траектории всеми четырьмя колесами. При сильной подаче газа автомобиль уходит на более широкий радиус, при незначительном же уменьшении смещается внутрь.

А как при этом новичку? В начале скольжения самое главное - от испуга не убирать ногу с педали газа, иначе вероятен разворот. Даже при ровном газе можно легко стабилизировать машину рулем. Автомобиль понятен в управлении, ручной режим в автомате (от STS-V) удерживает передачу независимо от оборотов, что добавляет уверенности в управлении. Но даже при полностью отключенной системе стабилизации автомобиль не даст вам просто улететь с дороги! Электронные системы придут на помощь, если угол скольжения приближается к 80-90 градусам или вы до упора выкрутили руль в сторону заноса.

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Колеса повернуты на 70% в сторону заноса, но это не спасет STS от разворота.

А как покажет себя классическая «механика» на STS? Межколесный и передний межосевой дифференциалы свободные, а задний дифференциал повышенного трения. С таким набором можно было ожидать мягкого начала скольжения.

Автомобиль даже под ровным газом начинает скольжение с задней оси, и тут нас ждет самое интересное... Пытаясь добавить газ и немного скорректировать рулем автомобиль еще глубже начинает проваливаться в занос, и, только вывернув до упора, можно вывести автомобиль из заноса. И если Алексей Игнатов на CTS скользил с одним углом заноса, с помощью газа, лишь изредка корректируя автомобиль покачиванием руля, то здесь, чтобы сохранять постоянный угол заноса, ему приходилось крутить руль от упора до упора.

А как чувствует себя непрофессионал? Сначала кажется, что автомобиль легче заходит в поворот, фаза сноса меньше, чем у CTS. На небольшое добавление газа задняя ось начинает плавно скользить, немного выкручиваем руль в сторону заноса. Кажется, все под контролем… Как вдруг автомобиль резко и глубоко проваливается в занос, руль вывернут до упора в сторону заноса, но это не помогает, и автомобиль разворачивает поперек трассы. Еще пару попыток, но автомобиль раз за разом хочет встать поперек трассы.

Если при равномерном движении крутящий момент распределяется 40:60 в пользу задней оси, то на льду под пробуксовкой весь момент начинает «убегать» назад, наделяя автомобиль заднеприводными повадками. Эх, если бы был самоблокирующийся межосевой дифференциал, который препятствовал сильному перемещению крутящего момента между осями!

Итог по экзамену на управляемость

Cadillac STS получает оценку «удовлетворительно». Он не оставляет шансов для исправления ошибки даже водителю с опытом вождения.

Cadillac CTS получает оценку «отлично». Автомобиль понятен новичку, а искушенному водителю способен доставить удовольствие.

«Змейка»

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
На «змейке» система стабилизации на черном STS работает агрессивно: при повороте руля блокирует передние колеса, загружая нос автомобиля. Со стороны кажется, будто за рулем не среднестатистический водитель, а гонщик-профессионал, который перед каждым конусом, не отпуская газ, резко бьет по педали тормоза левой ногой, чтобы довернуть автомобиль.

«Змейка» позволит узнать, насколько полный привод чувствителен к резкой смене направления движения.

Лучшее время прохождения «змейки» на льду:

 

Cadillac STS

Cadillac CTS

Система стабилизации, с

Система стабилизации, с

включена

выключена

включена

выключена

Максим Ахтямов

13,5

14,1

13,6

13,4

Алексей Игнатов

13,8

14,3

13,7

13,4

С системой стабилизации более ровно едет обычный водитель. Его дело нажимать на газ и крутить рулем, во всем остальном помогает электроника на льду. Спортсмен хуже оценил езду с системой стабилизации. Ему показалось, что машина выходит из-под контроля, ведь многие действия в виде притормаживания колес автомобиль делает за него. Но как только система стабилизации оказалась выключена, автомобиль с гонщиком за рулем ставит время в пределах 0,2 секунды! Разница между временем заездов у обычного водителя достигает 1 секунды.

Вывод из этой ситуации прост: обычным водителям не стоит считать себя гонщиками, система стабилизации исправит неизбежные ошибки.

На асфальте ярко выраженная «заднеприводность» STS уже играет на пользу, и «змейку» он проходит с секундным преимуществом. CTS на асфальте реагирует на команды водителя с небольшой задержкой.

Итог по экзамену:

Cadillac STS сдал на оценку «хорошо» при условии, что систему стабилизации не отключать.

Cadillac CTS показал себя надежным и понятным в управлении как с включенной, так и с выключенной Stabilitrak. И получает оценку «отлично».

Ледовая трасса

Чтобы окончательно выявить победителя в соревновании полного привода мы построили гоночную трассу.

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
До первого поворота CTS и STS идут ноздря в ноздрю. Даже в T1 черный седан проваливается в занос, но ко второму повороту успевает догнать CTS. В третьем, четвертом и пятом поворотах картина повторяется: STS уходит в занос и на этом теряет значительное время. На финише еще один занос и проигрыш в одну секунду.

Фактически Cadillac CTS имеет две блокировки: межосевую блокировку имитирует многодисковая муфта при полном сжатии, а задняя - механическая. На скользком покрытии это позволяет избежать постоянного перетекания крутящего момента на колесо или ось, которая имеет меньшее сцепление с дорогой, делая автомобиль однозначным в реакциях. Самое главное - не отпускать газ, иначе муфта сразу начнет проскальзывать!

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Даже профессионал не избежал разворотов при заездах на время.

Cadillac STS с его мощным мотором стал жертвой открытого межосевого дифференциала, который не может противостоять «гулянию» момента на скользкой дороге. При равномерном движении 60% крутящего момента распределяется на заднюю ось, а с добавлением газа в повороте открытый дифференциал на льду не может помешать перетеканию еще большего момента на задние колеса, сцепление которых с ледовой поверхностью меньше из-за развесовки.

Если бы STS был с размером с Mazda MX-5 или Toyota MRS, то я бы похвалил его за такую непростую управляемость. Но отлавливать огромной седан (длиной 5 метров и массой свыше 2 тонн) удовольствия никакого. Поэтому система стабилизации здесь во благо: и безопаснее и быстрее.

Итоги экзаменационной сессии

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS
Несмотря на то, что внешне автомобили очень похожи, по характеру они абсолютно разные. Они ознаменовали 2 эпохи у марки Cadillac. Первую эпоху представляет Cadillac STS. На нем можно спокойно фланировать, не замечая кочек, а при необходимости ускориться так, чтобы после этого еще дня два вспоминать эти перегрузки. Вторую эпоху знаменует собой Cadillac CTS, который впитал управляемость от лучших европейских премиум-брендов и не потерял в комфорте.

Прошло время, когда подключаемый полный привод считался вторым сортом. Но развитие электроники и технологии управления многодисковым сцеплением шагнуло далеко вперед. И если раньше мы упрекали подключаемый полный привод за неоднозначность реакции по отношению к постоянному полному приводу, то теперь ситуация изменилась с точностью до наоброт.

Да и подключаемым его можно назвать с натяжкой, ведь даже при прямолинейном движении 25% крутящего момента приходится на переднюю ось. Скорее подходит название «постоянный полный привод с высокими пределами превентивного изменения крутящего момента между осями с электронным управлением».

Cadillac STS попытались сделать более однозначным, сместив большую часть крутящего момента назад. Конструкторы добились своего – занос будет точно. Но вот когда он начнется и как из него выйти: вопрос открытый! А закрыл бы его межосевой самоблокирующийся дифференциал.

Но в General Motors решили сделать по-другому: на автомобилях STS 2009 года уже не будет заднего самоблокирующегося дифференциала. Возможно, характер автомобиля станет более покладистым…

Мнение Алексея Игнатова и Ярослава Федорова
(инструкторы Школы водительского мастерства Kiwamaru Sport при Челябинской автошколе РОСТО (ДОСААФ):

Тест-драйв Cadillac СTS и Cadillac STS

- Наша задача как автоспортсменов заключалась в том, чтобы сравнить поведение двух автомобилей при движении на покрытии с низким коэффициентом сцепления.

Исходя из данных технических характеристик мы сразу решили, что черный STS, оснащенный постоянным полным приводом, будет однозначно интересней, спортивней и более прогнозируем в скольжении. Но наша фраза: «Можно не тестить, пиши, что STS круче» Максима не устроила - пришлось «скользить».

На разгоне с места предположения подтвердились - даже невооруженным глазом было видно, что STS заметно быстрее. Отметили лишь большую необходимость корректировки рулем автомобиля при разгоне.

Касательно торможения хочется сказать, что при экстренном торможении ABS обоих автомобилей вступает в работу слишком рано, что в результате при значительной массе автомобиля заметно увеличивает тормозной путь. При плавном торможении (не задействуя систему) нам удалось остановить автомобиль значительно быстрее.

После этого мы начали скользить по окружности для того, чтобы определить, как автомобили будут вести себя в заносе. В этот момент мы поняли, что сильно ошибались, давая предварительную оценку. Красный CTS оказался значительно логичнее и интереснее: избыток газа для скольжения плюс минимальные корректировки рулем - и автомобиль послушно скользит по окружности боком. В то время, как в черном автомобиле для этого пришлось прилагать значительные усилия - автомобиль вел себя «нервозно»: небольшая корректировка рулем не давала желаемого эффекта. Местами приходилось выкручивать руль до упора, чтобы удержать автомобиль на дуге. Все это наводило на мысль, что перед нами не полноприводный, а типичный заднеприводный автомобиль (по ощущениям, на передние колеса в этот момент передавалось не более 15% крутящего момента).

Те же проблемы проявились и при преодолении скоростной «змейки»: даже незначительный избыток тяги на колесах провоцировал разворот черного STS, в то время как CTS плавно соскальзывал всеми четырьмя колесами.

Хотелось бы порекомендовать владельцам STS не отключать систему стабилизации, так как без ее помощи неподготовленному водителю справиться с ним на скользком покрытии будет достаточно сложно; тогда как CTS, даже при отключенной системе стабилизации, ведёт себя предсказуемо и позволяет водителю ощутить все прелести управления полноприводным автомобилем.

Технические характеристики:

Комплектация

Cadillac CTS

Cadillac STS

Тип кузова

4-дверный седан

Число мест

5

Длина/Ширина/Высота

4859/1793/1440

4986/1844/1463

База

2880

2956

Объем багажника

415

391

Снаряженная масса

1865

1948

Двигатель

бензиновый,
с непосредственным впрыском
бензиновый,
с распределнным
впрыском

Расположение

спереди, продольно

спереди, продольно

Число и расположение цилиндров

V6

V8

Рабочий объем, см³

3564

4565

Степень сжатия

11,3:1

10,5:1

Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин

311/229/6800

320/238,6/6400

Макс. крутящий момент, Нм/об/мин

374/5200

425/4400

Коробка передач

A6

A6

Привод

полный,
с перераспределением
крутящего момента

постоянный полный

Передняя подвеска

независимая, двухрычажная

независимая, двухрычажная

Задняя подвеска

независимая, пружинная, многорычажная

независимая, пружинная, многорычажная

Передние тормоза

дисковые, вентилируемые

дисковые, вентилируемые

Задние тормоза

дисковые, вентилируемые

дисковые, вентилируемые

Шины

235/50R18

255/45R18

Марка шин

Nokian Hakkapelita 5

Nokian Hakkapelita 5

Максимальная скорость, км/ч

225

250

Время разгона 0-100 км/ч, с

6,7

6,4

Расход топлива, л/100 км

городской цикл

17,1

19,2

загородный цикл

9,0

14,4

смешанный цикл

12,0

11,7

Емкость топливного бака, л

68

66

Рекомендуемое топливо

АИ-95

АИ-92

Дорожный просвет, мм

163

163

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI