Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Максим Ахтямов
Максим Ахтямов

Фольксваген Жук - хорошо известный на рынке автомобиль, который заметно менялся из года в год и постепенно шел к совершентсву. Далее...


Электрификация Nissan

Электрификация Nissan

11 июля 2008Текст: Максим АхтямовФото: Максим Ахтямов

Впервые в России! Корреспондент Zavedi.ru провел эксклюзивный тест-драйв опытного водородного автомобиля Nissan FCV.

Для начала немного статистики. В среднем современный автомобиль С-класса выбрасывает в атмосферу 160 граммов вредных веществ на 1 километр пути, а у Porsche Cayenne Turbo, например, этот показатель доходит до 360 граммов на 1 километр. Если взять даже минимальный уровень в 160 граммов и умножить на усредненные показатели российского миллионного города – 250 тысяч автомобилей и 42 километра, которые один водитель проезжает в сутки – выяснится, что за 1 день в атмосферу каждого мегаполиса выбрасывается 1 миллион 680 тысяч тонн вредных веществ. Страшная цифра - ведь все это находится в воздухе, которым мы дышим.

Неудивительно, что вопросам сохранения чистоты атмосферы с каждым годом уделяется все больше внимания, а производители в поисках экологически чистого автомобиля пытаются использовать альтернативные источники энергии, в том числе и водород. На Западе водородные автомобили и заправки - уже реальность. В России же пока эта тема остается в теоретической плоскости обсуждений, но до практики дело не доходит.

Но, несмотря на это, нам удалось прокатиться на водородном автомобиле. Сегодня мы представляем вам эксклюзивный тест-драйв последней разработки компании Nissan, водородомобиля на базе предыдущего поколения X-Trail.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Nissan как и немногие другие компании решилась на смелый шаг: начала cоздавать и тестировать в условиях реального города автомобиль на водородных элементах. Японцы проделали соответствующие испытания в Ванкувере (Канада) и теперь стали тестировать FCV в самом зеленом штате США Калифорнии. В первую очередь это связано с тем, что Калифорния находится в числе самых ярых регионов по защите окружающей среды, а нормы по выбросам ULEV- II там самые строгие в мире. Но самая главная причина - это количество водородных заправок, которых в Калифорнии самое большое количество в мире. Постоянно действующих в северной Калифорнии есть минимум 6 штук (всего по Калифорнии 25 водородных заправочных станций), а ведь на всю Японию всего 6 таких заправок. Еще пара таких заправок есть в Ванкувере (Канада) и в странах скандинавского полуострова.

Схема расположения водородных заправок в Северной Калифорнии.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Схема расположения основных элементов в Nissan FCV. Использование базы от кроссовера позволило разместить емкость для топливных ячеек под полом, однако от большого клиренса не осталось и следа.

Первое что бросается в глаза в водородном X-Trail, так это огромный бампер, изрезанный воздухозаборниками, сдвинутое вправо место для крепления номерного знака и маленький дорожный просвет. За воздухозаборниками стоят многочисленные радиаторы: системы охлаждения электродвигателя и топливных элементов. Ведь схема работы двигателя требует охлаждения. В топливных ячейках проходит процесс, обратный гидролизу воды (при подаче электрического тока через воду можно получить кислород и водород), здесь при соединении водорода, который идет из баллонов, и кислорода получается пар и электричество, которое приводит в действие электромотор. На автомобиле установлены также литий-ионные аккумуляторы, в которые идет электрическая энергия от топливных ячеек, а также они используются для сохранения энергии при торможении.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

На ходу дисплей отображает движение энергии соответствующими стрелками, которые появляются на схеме.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Тахометр размечен до 12 тыс. оборотов – именно такие обороты у электрического двигателя. Указатель Power показывает, расходуется или накапливается электричекая энергия. Указатель расхода топлива показывает, сколько в баках осталось сжатого водорода.

С места и на маленьких скоростях Nissan очень быстро реагирует на педаль газа. Оно и понятно – у электрического двигателя максимальный крутящий момент доступен с самых низких оборотов.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

В движении Nissan не настолько бесшумен как, например, Toyota Prius с выключенным бензиновым двигателем. В водородном FCV слышатся звуки, похожие на бульканье воды, как будто везешь пару двадцатилитровых бутылей воды на заднем сиденье, слышится вой вентилятора, и много других непонятных звуков. Но все равно это тише звуков стандартной машины с двигателем внутреннего сгорания.

В поворотах чувствуется большая масса водородомобиля: кренится Х-trail серьезно, ведь весит почти 2 тонны, да и не для гонок он создавался, а для того чтобы при движении не загрязнять окружающую среду. Насколько бы смешным это не казалось, но вскоре с помощью подобных машин человечество не будет выбрасывать сотни тон вредных веществ в атмосферу, мир будет становится чище. Но вот когда придет эра водородных автомобилей, когда появится «водородный» Генри Форд, который будет штамповать экологичные автомобили миллионами?

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Как таковой выхлопной трубы нет: сконденсированная вода капает из пластиковых патрубков.

На месте при работающем двигателе под машиной образуется небольшая лужа воды. 20 лет назад подобное можно было увидеть только в фантастическом фильме. Теперь технический прогресс пошел на новый виток развития.

Тест-драйв водородного автомобиля Nissan FCV

Nissan в начале 2008 года стал первым автопроизводителем, который запустил в массовое производство литий-ионные батареи. С каждым годом совместное с NEC предприятие AESC планирует увеличивать объемы производства батарей вдвое ежегодно. Все это означает, что Nissan пришел всерьез и надолго. Ведь даже опытный образец FCV выглядит и ездит как серийный автомобиль. Но Nissan будет опять не первым и в этой области, Honda уже запустила в серийное производство Honda FCX Clarity… И все же всегда лучше быть вторым, нежели третьим.

Технические характеристики Nissan FCV (данные производителя)

Параметры

Nissan FCV

Длина, мм

4485

Ширина, мм

1707

Высота, мм

1745

Тип кузова

5-дверный универсал

Число мест

5

Снаряженная масса, кг

1860

Двигатель

Электрический

Расположение

Спереди

Макс. Мощность, КВт

90

Макс. Крутящий момент, Нм

280

Блок топливных элементов

Из цельного полимера

Перезаряжаемые батареи

Компактная литий-ионная батарея

Тип топлива

Сжатый водород

Максимальная скорость, км/ч

150

Расстояние на одной заправке, км

500

О перспективах

Стоимость водорода в Калифорнии, благодаря субсидиям государства и помощи автомобильных и нефтяных компаний, удерживается на уровне $5 (120 руб.) за 1 килограмм. Количество энергии, выделяемой при окислении одного 1 килограмма водорода с кислородом эквивалентно энергии, выделяемой при сгорании 4 литров бензина. Самым главным качеством этого топлива является экономичность, которая в 2-3 раза выше, чем у бензина.

Когда инженеры заявили, что теперь, благодаря большему давлению (до 70 МПа) в баллонах с водородом, Nissan FCV может двигаться без дозаправки 500 км, они немного хитрили, ведь из 25 водородных заправок в Калифорнии, только 2 рассчитаны на заправку водородом до давления 70 МПа. Остальные же сделаны под более дешевые и безопасные баллоны с давлением 35 МПа. А с таким давлением Nissan, как и другие прототипы серийных водородомобилей, может проехать только 350-370 км, что меньше, чем показатель серийной Honda FCX Clarity.

Ждет ли Россию появление водородных автомобилей? В ближайшие 5 лет, наверное, нет. В этом виноваты и огромный рост рынка продаж автомобилей с ДВС, и не слишком сильная озабоченность экологической обстановкой населением страны, и недальновидность политиков. И, несмотря на то, что нефть уже стоит 150 долларов, Россия просто пока не готова к миллиардным инвестициям в производство водородных заправочных станций и массовое производство водорода на местах. Ведь цифры инвестиций огромны – только для запуска трех водородных заправочных станций требуется 7,7 миллионов долларов.

На десерт

В то время как Toyota производит уже второе поколение Prius (в США также продается Camry Hybrid, Highlander Hybrid), подразделение Lexus продолжает допинговать и без того мощные RX350 и GS350 дополнительными электрическими лошадиными силами, Honda успешно продает свой Civic Hybrid, и даже Ford выпускает Escape Hybrid, Nissan продолжал оставаться в стороне. Но времена меняются, и компания вывела на американский рынок новую Nissan Altima Hybrid в соответствии с программой Nissan Green Program-2010, главной целью которой является борьба за снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. На этом серийном автомобиле мы также решили обязательно прокатиться.

Электрификация Nissan

Седан с гибридной силовой установкой выпускается уже год для американского рынка. По габаритным значениям он ближе к европейской Nissan Primera.

Интерьер Altima неплох, особенно для автомобиля, предназначенного для американского рынка. Машина заводится с кнопки start-stop, а брелок находится в кармане. В целом машину довольно сложно отличить от обычного автомобиля, ее выдает только указатель мощности в Kw вместо стандартного тахометра. Ну и по весу: по сравнению с бензиновым аналогом гибрид потяжелел примерно на 200 кг за счет батарей и дополнительного оборудования.

Ниссан использует лицензионную систему Toyota Hybrid Synergy Drive и «свой» дефорсированный со 175 л.с. до 158 л.с двигатель объемом 2.5 л. В сочетании с тойотовским электромотором мощностью около 40 л.с.

Altima – автомобиль довольно динамичный, и хорошо набирает скорость. Однако во время поездки насторожила нервная работа двигателя: на малейшее нажатие газа двигатель заводится, но как только акселератор приотпускаешь, он тут же останавливается.

Это обстоятельство немного напрягает в пробках, когда «мозг» не может определить, что делать и начинает включать и выключать двигатель с периодичностью в 20 секунд.

Тот же Toyota Prius ведет себя немного спокойней и не глохнет при первом же сбросе газа (ожидая, что через мгновение ты опять им воспользуешься), а RX400h вообще может проехать пару сотен метров без бензинового двигателя.

Создается впечатление, что Toyota продала лицензию на «неправильную», либо устаревшую систему Hybrid Synergy Drive, чтобы не создавать себе сильного конкурента, так как очень заметно, насколько эти системы отличаются друг от друга в действии.

Интересный получается вывод – серийный автомобиль чувствуется более «сырым» нежели опытный водородный образец, построенный в нескольких экземплярах.

 
Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI