Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске







Семен Гороховский, полковник милиции, старейший автоинспектор РФ

Семен Гороховский, полковник милиции, старейший автоинспектор РФ


В июле этого года 94-летний полковник милиции Семен Гороховский отмечает два юбилея. 3 июля – 75 лет Госавтоинспекции, а 25 июля старейшему автоинспектору страны исполнится 95. Службе дорожного движения он посвятил почти сорок лет.

Занимался безопасностью дорожного движения. Боролся с детским дорожным травматизмом. Ловил пьяных водителей. Был посвящен в тайны аварий с участием известных деятелей страны. С первого дня войны стал донором, всю жизнь сдавал кровь и спасал людей. За время длинной жизни и опасной службы не раз оказывался на волоске от смерти. Спасало чудо.

В органы внутренних дел Семен Гороховский попал до войны. В 1933 году устроился слесарем на автобазу московской милиции на Петровку, 3. А в 50-е годы старший госавтоинспектор центрального аппарата МВДуже курировал ГАИ столицы и еще нескольких регионов страны. Выезжал на крупные аварии, расследовал скандальные ДТП. Исколесил полстраны. Занимался дорожной безопасностью, боролся с преступностью на автотранспорте. 3 июля – день Госавтоинспекции – по праву Его профессиональный праздник. Юбилей родной службы он отметит в совете ветеранов МВД, а свой День рождения – в ресторане с друзьями.

Жизнь у Семена Абрамовича была трудная, служба – опасная. «У меня было несколько случаев, когда я чуть не погиб», – рассказывает Семен Абрамович.


«Мамочка дала мне жизнь дважды»

Первый раз жизнь будущего полковника спасла родная мама. Они с родителями жили в Елизаветграде (современный Кировоград). Время было лихое. Власть постоянно менялась: белые, красные, анархисты, бандиты. Четырехлетнему Семену срочно нужна была операция. Он наступил на ржавый гвоздь, началось заражение крови. Ребенок мог умереть.

– В ту ночь город захватили бандиты. Они врывались в дома, грабили, убивали. Постреляли три тысячи человек. Но моя мамочка взяла меня на руки, прижала и понесла через весь город в больницу. Мне сделали операцию. Мамочка дважды дала мне жизнь, – с теплотой в голосе вспоминает Семен Абрамович.

В шесть лет Семен вместе с мамой переехал в столицу, где их встретил отец. К тому времени он устроился портным в мастерскую московской милиции на Петровку, 38. Чинил милицейскую форму. На Тверском бульваре им дали комнату в коммуналке. Один из соседей был латышский стрелок, охранявший Ленина. Он-то и помог устроить 16-летнего сына портного на автобазу московской милиции. Дал рекомендательное письмо, без которого даже на должность чернорабочего в органы внутренних дел не брали.

– Три года просидел в смотровой яме, – вспоминает Семен Абрамович. – Ни ванны, ни душа не было. Я ходил весь промасленный. Даже дома все простыни перепачкал.

На автобазе научился управлять автомобилем и получил права.

– Правила движения в то время были простые. Надо было выучить 10 дорожных знаков. Зато трудно было пройти медкомиссию. Врачи три дня проверяли. В 16 лет мне дали права. Документ назывался «Карточка на управление автомотомашинами».

В 21 год Гороховский стал студентом Саратовского автомобильно-дорожного института. По ночам разгружал баржи. Днем танцевал. Танцами Гороховский начал заниматься еще в Москве, был отличным танцором. В институте организовал кружок и обучал студентов танго и вальсу. Потом началась война. Будущий инженер застал ее в Бессарабии, где вместе с однокурсниками копал оборонительные окопы.

«Господи! Пронеси!»

По дороге из Бессарабии в Саратов Семен Абрамович чуть не погиб. Когда машина, в которой он ехал, была на середине моста, налетели вражеские истребители, началась бомбардировка.

– Я взмолился. Первый раз в жизни, хотя не был верующим. Сидел и повторял: «Господи, пронеси! Господи, пронеси!» Было страшно, а молитва помогала.

Как только Гороховский стал дипломированным специалистом, его отправили в Москву. Хотя, он рвался на фронт. В выпускной комиссии сказали, что Москва на осадном положении, и он там нужен.

– Я сел в поезд Саратов-Москва, в котором ехало три человека. Зато обратно поезда шли битком набитые,– рассказывает ветеран дорожной службы.

Как только молодой инженер вернулся в столицу, его сразу назначили инспектором ГАИ Советского района, ныне Пресненского, и направили в подчинении к товарищу Сагирашвили.

– Я пришел в отдел и стал искать товарища Сагирашвили. Я был уверен, что это грузин с большими усами. Захожу в кабинет и спрашиваю: «Где начальник ГАИ?». Миловидная женщина ответила: «Это я». Мне стало неловко. Я подумал, что это шутка.

Но это была правда. Начальницей была Елена Давыдовна Сагирашвили, мать Игоря Иванова, будущего Министра иностранных дел. С единственной женщиной, которая работала в этой структуре, лейтенант милиции Гороховский проработал 13 лет.

– Первый раз я вышел на дежурство на Пушкинскую площадь. Надел форму, старые ботинки и краги, – вспоминает Семен Абрамович. – Ко мне обратился прохожий: «Товарищ милиционер». Я отвернулся. «Товарищ милиционер». Я не реагирую. Я забыл, что в форме. Тут краем глаза заметил петлицу. Я смутился и извинился.

В служебные обязанности Семена Абрамовича входило следить за техническим состоянием московских автобаз, проверять машины, горючее, аккумуляторы, документы, задерживать пьяных водителей. Так как Москва находилась на осадном положении, то сотрудники ГАИ должны были следить за порядком. По ночам помогали уголовному розыску, ловили преступников и бандитов.

Работа в ГАИ была опасная. Хотя происходили и курьезные случаи.

– Однажды мы ночью патрулировали центр и ехали по Лесной улице. Вдруг видим: окно в квартире на первом этаже разбито и туда кто-то лезет. Мы за ним. В комнате темно. Преступника еле нашли, он залез под кровать. Достали и сдали его в отделение милиции. Думали, поймали вора, оказалось – хозяина квартиры, который напился и потерял ключи.

Глупо погибнуть от пуль пьяных морячков

Но опасные ситуации происходили чаще. Инспектор ГАИ Гороховский вместе со своей начальницей Сагирашвили пришли проверять автобазу военно-морского флота, на которую поступали жалобы, что водители ездят пьяные, а машины – неисправны. Из гаража вышел начальник. От него разило перегаром. Он начал материться и орать, чтобы посторонние убирались вон.

– Мы спокойно продолжали проверять автомобили, – рассказывает полковник милиции, – вышли два вооруженных солдата. «Прекратить осмотр», – заорал моряк. Мы продолжаем. Собрался народ. Все смотрят, чем дело кончится. Вдруг пьяный начальник гаража как закричит: «Оружие поднять! Огонь!». «Боже мой, – подумал я. Так глупо погибнуть от рук пьяного морячка». Но не побежал. Я был в форме и мог опозорить милицию. Моряки не выстрелили. Они были трезвее своего начальника. Мы прекратили осмотр и ушли. До работы еле доплелись, ноги были ватные и подкашивались.

Инспектор Гороховский спас коллегу от тюрьмы

Инспектор Гороховский часто дежурил у Белорусского вокзала на бензоколонке. Проверял машины, документы, ловил пьяных. И спасал своих коллег.

– Смотрю, инспектор остановил мотоциклиста в форме полковника, держит его документы и отчитывает. Я сразу узнал молодого полковника авиации. Это был сын Сталина, Василий. Мы с ним в одной школе учились. Я подлетел, выхватил права: «Товарищ полковник, можете ехать», – отдал честь и права. Тут мой напарник как закричит: «Ты что в мою работу вмешиваешься? Я нарушителя задержал!» «А я тебе жизнь спас. Знаешь, кто это был? Сын Сталина! Ты бы через час в тюрьме сидел». Он побледнел и только смог сказать трясущимися губами: «Спасибо!».

Ветеран Госавтоинспекции уверяет, что водители в то время были люди культурные и воспитанные, в основном деятели искусств, артисты, в общем, богема. С инспекторами общались вежливо. Лишь раз по делу службы он столкнулся с водителем-хамом, которых, как считает Семен Абрамович, сейчас большинство.

– Во время дежурства мой коллега остановил машину и попросил предъявить документы. Из машины послышался отборный мат. Инспектор был человек интеллигентный и снова вежливо обратился к водителю. Тот продолжал материться. Я не выдержал. Подошел. Распахнул дверь и вытащил хама за шкирку. Так с сотрудниками милиции разговаривать нельзя. Я был смелый. Настоящий орел, – шутит Семен Абрамович.

На волоске от смерти

Во время войны одной из задач ГАИ была мобилизация частного автотранспорта. Машины отправлялись на фронт.

– Я помогал оформлять передачу автомобиля М1, который принадлежал солистке и главному дирижеру Большого театра Неждановой и Голованову. В приемном пункте Краснопресненского района они стали обсуждать, сколько им заплатят за машину. Мне стало неприятно. Война, гибнут люди, а они о деньгах. Я вышел на улицу. Вдруг мимо что-то пронеслось. Меня ослепило и сильно обожгло. Я долго не мог открыть глаза. Оказалось, в Москву прорвался фашистский самолет-разведчик. Начался обстрел зенитками. Осколок снаряда упал возле моих ног и чуть меня не убил.

Страшные аварии и VIP-ДТП

В 1956 году подполковник милиции Гороховский стал старшим госавтоинспектором МВД. Выезжал на громкие ДТП, расследовал страшные аварии, проверял работу сотрудников Госавтоинспекции, разбирал жалобы граждан.

– Доводилось расследовать аварии с участием известных людей. Один космонавт, не буду называть его фамилию, вез барышню. Автомобиль наехал на рассыпанный по дороге гравий, машина улетела в кювет. Женщина ударилась головой и погибла. Водитель испугался и ушел. Мы выяснили, кому принадлежит машина. Вызвали хозяина. Он во всем признался. Дело закрыли, он был не последний человек в стране, к тому же не виноват. На дороге не стояли предупредительные знаки о ремонтных работах. Была ситуация, когда автомобиль попал в аварию, и водитель известного члена партии взял вину на себя, хотя за рулем сидел работник ЦК.

В 1965 году Семену Абрамовичу пришлось расследовать одну страшную аварию. На подмосковной станции Мамонтовка переполненный автобус упал с моста в пруд. Погибло больше 80 человек.

– Рядом с местом аварии по счастливой случайности оказался милиционер, как сейчас помню, его звали Евгений Иванов. Он бросился в пруд, много раз нырял в мутную воду и спас десять человек. О подвиге писали в газетах и печатали его фото. Благодаря этому, его нашли родители, которых он потерял в детстве.

Семен Гороховский не только расследовал аварии, но и занимался пропагандой дорожной безопасности и боролся с детским уличным травматизмом. Организовывал занятия по дорожной безопасности в школах.

– Машин становилось все больше. Нужно было объединить всех автовладельцев, чтобы проводить среди них работу по безопасности дорожного движения и бороться с пьянством за рулем. Десять лет готовил документы, и в 1975 году появилось общество автолюбителей ВДОАМ.

Семен Абрамович ушел на пенсию, но работы не бросил. Из органов перешел на стадион «Динамо». В 65 лет устроился старшим инструктором по спортивной работе, где проработал 10 лет.

– Ничего удивительного. Я с детства увлекался спортом. Играл за московскую сборную в волейбол, в теннис, занимался греблей. Между прочим, с первого дня войны стал донором? и потом кровь сдавал всю жизнь.

Семен Абрамович Гороховский единственный среди ветеранов МВД – почетный донор, за что от столичного мэра получает персональную надбавку к пенсии.

– В этом году у меня два юбилея. 3 июля 75-летие ГАИ и 25 июля мой День рождения. Я древний старик, но эти праздники отмечу обязательно.

Официальный сайт ГИБДД МВД России
Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI