Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Татьяна Зубкова

Нестабильное экономическое положение, увеличение процентных ставок по кредитам, рост цен и уменьшение количества рабочих мест – это все признаки мирового кризиса, охватившего и Россию в том числе. Далее...


Александр Дягилев, директор торговой сети «ШИНИНВЕСТ»

Александр Дягилев, директор торговой сети «ШИНИНВЕСТ»

18 сентября 2009Текст: Татьяна ЗубковаФото: «ШИНИНВЕСТ»

Существует мнение, что участь небольших компаний-продавцов и разрозненных шиномонтажных мастерских предрешена, и в ближайшее время все они будут заменены комплексными станциями техобслуживания на базе компаний, занимающихся продажей автошин. Это делается в интересах потребителя, получающего при этом неразрывную цепочку «шины – колеса – шиномотаж».

Мы спросили, как оценивает ситуацию сегодня на рынке шин и смежных товаров/услуг Александр Дягилев, директор торговой сети «ШИНИНВЕСТ».

– Не знаю, кто возьмет на себя миссию замены шиномонтажек на «комплексные станции техобслуживания». Да и что подразумевается под этим термином ясно не до конца. На рынке неплохо себя чувствуют интернет-магазины, дисконт-центры при складах оптовиков. Думаю, рынок шин будет распределен между специализированными шинными центрами, авторынками, автодилерами, дисконт-центрами, мобильным шиномонтажем, интернет-магазинами. Большая доля принадлежит шинным центрам. Исключение составляют продажи автодилерами зимних шин в сезон. Думаю, это 70-80% рынка (я имею в виду только новые автомобили, продаваемые дилерами в период с сентября по февраль и комплектацию их шинами).

– Б/у шины все еще популярны у наших автовладельцев. При этом лидерами б/у шинного рынка остаются физические лица, обеспечивающие колесами друзей и знакомых. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Безусловно, на рынке присутствуют шины б/у, привезенные профессиональными продавцами для перепродажи и шины, которые владелец продает после продажи авто. Присутствуют и шины, украденные из гаражей автовладельцев. Судить об их качестве сложно, каждый случай лучше оценивать специалисту, который учтет дату выпуска, климатические условия, для которых шина создана, условия хранения, произведет монтаж и балансировку. Только после этого можно принять решение о покупке. Ведь речь идет о личной безопасности.

Говорить о лидерстве физических лиц очень сложно, да и необходимости в этом нет. В целом, доля шин б/у, думаю, возросла в кризис с 5% до 10%.

– Зима год от года становится все мягче и теплее, в крупных городах найти гололед все сложнее, и надобность в шипованных покрышках постепенно отпадает. Какие тенденции в связи с этим отмечаются на Челябинском рынке шин?

– Доля нешипуемых шин неуклонно возрастает, в т.ч. за счет того, что некоторые размеры шин в шипах не производятся. Все большее количество людей убеждается в том, что нешипуемая зимняя шина дает необходимый уровень безопасности на всех типах зимних дорог, больший комфорт, удобство в сервисном обслуживании (замена шин без сезонного ажиотажа и очередей) и не портит асфальт.

– С ростом благосостояния, как следствие, растут и требования клиента. Цена, как было раньше, уже не играет особой роли. На первое место выходит качество товара и – что немаловажно, качество сервиса, включая не только безоговорочное «подай-принеси», но и возможность приятного ожидания под чай-кофе, ознакомление с новинками тюнинга прямо в шинном центре, осмотр подвески или другие элементы техобслуживания. Согласны ли Вы с этим утверждением, или сегодня в кризис цена все-таки имеет значение?

– Клиент всегда должен понимать, за что он платит и какую цену. Если у него этого понимания нет, платить он не будет. Качество товара и сервиса, возможность провести минуты ожидания в уютной атмосфере – основа современных рыночных отношений Клиента и Продавца.

Тюнинг автомобиля – если это не относится к подбору и установке шин и колес большего диаметра – спорная специализация для шинного центра и вряд ли может быть взята на вооружение шинниками.

Диагностика и ремонт ходовой части ближе к шинникам, но требует наличия большего, чем традиционные три, количества постов обслуживания, большей высоты сервисной зоны, работы с запчастями, больших вложений в современное оборудование и прочее. Т.е. шинная компания должна сделать шаг к автосервису, а это другой рынок. «ШИНИНВЕСТ» такой шаг сделал 19 июня 2009 года реконструкцией шинного центра на Свердловском тракте 12б. Сейчас это уже сервисный центр, который располагает тремя постами шиномонтажа, двумя постами замены технологических жидкостей, постом развал-схождения, постом мелкосрочного ремонта.


– Последние несколько лет российские производители модернизируются и постепенно наращивают производство. Как Вы считаете, насколько конкурентоспособны шины отечественного производства по сравнению с импортными?

– В своей рознице мы отмечаем постепенное снижение доли отечественных шин. Думаю, что у наших производителей недостаточно ресурсов (кадры, финансы, объем продаж, преемственность и постепенное улучшение новых моделей на базе старых, маркетинг, наконец), чтобы говорить о конкуренции. Речь, безусловно, не идет о конкуренции с шинами из Китая, Тайваня и пр. Про отечественные шины верно утверждать, что они соответствуют цене, серьезно подтянулось в последнее время качество изготовления (я имею в виду отсутствие дефектов изготовления, а не технические характеристики).

– Какие меры Вы предпринимаете, чтобы удерживать цены в приемлемых для клиентов ценовых нишах?

– Цены подняли все поставщики. Мы тоже вынуждены поднимать цены, и удерживать их мы не в состоянии. Завозим «альтернативные» бренды, например Yokohama, Hankook, которые можно предложить дешевле традиционной «пятерки» – Michelin, Bridgestone, Goodyear, Continental, Nokian.

– На ваш взгляд, изменился ли рынок шиномонтажного ремонта за последние годы? Насколько сегодня выгодно заниматься шинным ремонтом?

– Ремонт шин – традиционная услуга шинного сервиса. Мне кажется, рынок достаточно консервативен. Нужно обучить персонал, закупить оборудование, подобрать поставщика качественных материалов. Но без «базовых» услуг – монтажа-демонтажа, балансировки и прочего отдельный ремонт шин нерентабелен (я не имею в виду грузовые шины – там свои законы).

Но есть и изменения, которые можно отследить за последние несколько лет. Яркий пример – это специальная гарантия на шины. Специальная гарантия – это не гарантия на товар (на отсутствие производственного дефекта), а дополнительная гарантия на устранение эксплуатационных повреждений (износ сюда не входит). То есть, ремонт шины в случае прокол делался бесплатно, если повреждение шины не ремонтируется – шина менялась на новую.

Данная гарантия – это безусловно большой плюс для автовладельца. По нашей статистике каждый десятый наш клиент приезжает на бесплатный ремонт или замену поврежденной шины.

– Как изменились материалы и оборудование? Какие технологии Вы можете назвать качественно новым шагом вперед?

– В капитальном ремонте используются методы холодной и горячей вулканизации. В каждом из них есть преимущества и недостатки. Но оба при соблюдении технологии надежны. Наша компания в ремонте легковых шин использует метод холодной вулканизации, в некоторых точках дополнительно – горячую вулканизацию как более быстрый метод по времени, но имеющий некоторые ограничения.

– Как Вы считаете, достаточно ли насыщен рынок шинного обслуживания в нашем городе? И, если нет, то, как много новых игроков он готов принять?

– В Челябинске более 20 шинных центров (где есть торговый зал и крытые посты шиномонтажа), более 30 дилерских центров. «ШИНИНВЕСТ» ориентируется на этот сегмент рынка. Присутствует множество единичных сервисных станций, точки на рынке, интернет-магазины и прочее.

Рынок насыщен. Периодически приходят новые игроки, уходят или видоизменяются старые. Конкуренция очень сильна.

Интересный смысл заложен в мобильных шиномонтажах и интернет-проектах. Но при покупке присутствует определенный риск. Его нужно учитывать.

Думаю, развиваться будет последняя названная мною категория. Могут также открыться 2-3 шинных центра в районах, где присутствие существующих недостаточно.

– Развита ли в Челябинске практика создания в рамках одного шинного центра точек обслуживания легкового и грузового транспорта? Не мешает ли работа с грузовыми авто обслуживанию клиентов с легковыми автомобилями?

– Насколько это развито в Челябинске сказать трудно. «ШИНИНВЕСТу» такое сочетание давалось с трудом, поэтому «грузовиков» летом 2008 года «передали» со Свердловского тракта 12б на Свердловский тракт 4д – самый большой грузовой шинный центр в России. Сейчас в обслуживании клиентов легковых и грузовых автомобилей противоречия исчезли. Возросло качество сервиса.

– Традиционный перечень шиномонтажных и шиноремонтных услуг нельзя назвать очень широким: снятие-постановка колеса, перебортовка, балансировка, ремонт проколов и, в лучшем случае, еще и ремонт боковых порезов. Шиномонтажные мастерские, которые стремятся работать на опережение, уже сегодня должны задумываться о том, за счет чего они будут конкурировать завтра. Что еще сегодня предлагают конкуренты на рынке?

– Один из вариантов я называл выше – это сложный и затратный путь. Несколько проще – осуществлять замену эксплуатационных жидкостей (масла ДВС, антифриз, жидкость в АКПП, тормозная жидкость). Для этого достаточно иметь хотя бы три сервисных поста. Также востребованы услуги сезонного хранения шин.

– Как Вы относитесь к мойке шин при покупке, установке, ремонте?

– Технологическая мойка обязательна при балансировке грязного колеса в сборе с шиной. В других случаях мойка проводится по желанию клиента.

– Можете ли Вы оценить специалистов, занятых сегодня в шинном деле? Как и где обучают шиномонтажников и продавцов шин?

– Оцениваем мы только своих сотрудников, которых обучаем в нашем учебном классе, а практику они получают в существующих шинных центрах. Уверен, что уровень этих специалистов соответствует рыночным требованиям. Лелею надежду, что превосходит.

Я не слышал о существовании в Челябинске специализированного обучающего центра для шиномонтажников или продавцов. Любая компания, работающая на рынке шин и желающая повышать квалификацию сотрудников, может иметь доступ к следующим ресурсам обучения:

  • Создание собственного учебного центра и обучение сотрудников силами своих специалистов;
  • Привлечение производителя или дилера к обучающему процессу;
  • Участие в презентациях, конференциях и семинарах, проводимых производителем или дилером в Челябинске, Екатеринбурге, Москве;
  • Направление сотрудников на обучение в Москву на обучающие семинары;
  • Привлечение консалтинговых организаций для проведения обучающих семинаров по технике продаж, клиентоориентированности.

Любая компания решает для себя, тратить ли средства на эти ресурсы обучения или не тратить. «ШИНИНВЕСТ» использует все имеющиеся возможности. Экономить на обучении нельзя.

– Возможно ли предсказать приезд владельца легкового автомобиля на шинный центр (за исключением пиков «переобувания»), есть ли программы стимулирования активного посещения клиентами шинных сервисов и магазинов?

– Если не учитывать покупку шин, а брать только сервис, то приезд клиента обусловлен необходимостью проверить давление («подкачка»), сделать ремонт шин, провести Техническое Обслуживание Шин, долить омывающую жидкость, заменить технологические жидкости. Мы можем с определенной вероятностью прогнозировать количество клиентов, которые подъедут за этими услугами, но предсказать приезд конкретного клиента не беремся.

– Что нас ожидает в шинном бизнесе?

– С учетом кризиса в целом отмечается замедление роста потребительского рынка в России, которое продлиться, скорее всего, еще минимум полгода. В большей степени, рост рынка шин обеспечивается импортом. Российских производителей серьезно подкосил кризис.

Сегодня на рынке лидирует знаменитая тройка – Michelin, Bridgestone и – с небольшим отрывом – Goodyear.

У шинного рынка при этом большой потенциал. Не случайно на рынок легковых шин сейчас стремятся западные игроки, интересуясь развитием производственных СП на территории РФ. Еще большим потенциалом обладает рынок коммерческих шин – грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных, где сформирован большой отложенный спрос, и где возрастает влияние так называемых нацпроектов государства в области сельского хозяйства, дорожного строительства и т.д.

Если говорить про рынок легковых автомобилей, то отмечается рост культуры потребления высококачественной, не б/у-шной продукции: российский потребитель начинает осознавать, что автомобильная резина – весьма существенный компонент комфорта езды и личной безопасности. Вследствие этого ежегодно растет количество владельцев автомобилей, покупающих шины по соображениям новых технологий, модного бренда, сезонного фактора, а не просто по факту истечения срока службы последних.

Скорее всего, сохранится хорошая динамика продаж шин из премиум-сегмента и в низко-ценовом сегменте, средний сегмент останется позади их.

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI