Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске







Шульган-Таш, Капова пещера. Две автоистории об одном удивительном месте

Шульган-Таш, Капова пещера. Две автоистории об одном удивительном месте


Периодически встречали «девятку», идущую параллельным курсом. «Безумству храбрых поем мы песню» – они ехали по дорогам, куда ни каждый джип бы рискнул залезть.

Шульган-Таш, Капова пещера – одна из крупнейших карстовых пещер на Башкирском (Южном) Урале. Расположена она на правом берегу реки Белой в 4 км ниже д. Новоакбулатово Бурзянского района, на территории одноименного заповедника.

Поводом для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции среднерусской медоносной пчелы – бурзянской бортевой пчелы или «бурзянки» в условиях бортничества – тысячелетнего народного промысла.

Отчет о загородной поездке Евгения Мальцева (или просто Жоры) из Клуба любителей путешествовать на автомобиле

Я давно мечтал съездить в это уникальное место. Кроме того, что я вообще никогда не видел пещеры, дорога сюда достаточно живописна, так как пролегает по самому сердцу Южного Урала и сулит наслаждение необыкновенными видами и чарующими пейзажами. Всякая мечта должна сбываться, освобождая дорогу следующей – и вот мы выдвигаемся. Состав экспедиции небольшой, мы едем на двух машинах.


Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим – привольные степи. C Челябинской областью граничит горная часть Башкортостана, поэтому мы постоянно контактируем именно с горными башкирами. На мой взгляд, у этой ветви башкирского племени в наибольшей степени сохранились основные черты своих предков, и в укладе жизни, и в манере поведения, особенно в быту.

Чем дальше в горы, тем сильнее сгущались над нами облака, начал капать противный дождик, который превратился в ливень, стоило нам только подняться на перевал Урал-Тау.

Когда мы спустились в долину реки Белой, то погрузились в пелену густого тумана, весь Белорецк был им окутан. В Серменево сворачиваем на Узян и Кагу. По этой дороге я еще не ездил, поэтому ничего не знаю об ее состоянии. Все сведения о старой стерлитамакской дороге были подчеркнуты из рассказов бывавших в этих местах, или от третьих лиц. Но дорога до Саросубхангулово оказалась асфальтированная, с покрытием на «три с плюсом». До Каги трасса проложена по долине реки Белой, и за деревней Азнагулово пересекает ее в необыкновенно живописном месте. В Каге трасса, огибая пруд, поворачивает на запад, на Стерлитамак, а мы сворачиваем налево на юг до Старосубхангулово. Теперь дорога уходит в гору и спускается к Белой только у деревни Байназарово, здесь мы остановились, чтобы перевести дух и сориентироваться на местности и на карте.

Старосубхангулово оказалась довольно симпатичной деревенькой, расположенной вдоль небольшой речушки. С одной стороны она окаймлена оголившимися скалами, с другой – «лысой» горой и лесами. По слухам я уже знал, что дальше не будет асфальтированной дороги, так оно и оказалось на самом деле. Далее она была насыпной, размытой во многих местах, с ямами и рытвинами. Участок длинной примерно 30 километров. Несмотря на плохое покрытие, дорога изобилует восхитительными видами горной Башкирии. У деревни Миндигулово она опять встречается с Белой, а далее уходит в горы.

За Гадельгареево через несколько километров видим сворот на право и указатель на Шульган-Таш. Дорога становится еще уже (теперь по ней может проехать только один автомобиль), поднимается в гору, а далее идет крутой спуск, который в конечном итоге выводит к берегу реки Белой. И вот тут кипит жизнь: с левой стороны расположены стоянки туристов, которые либо сплавляются по Белой, либо просто приехали в заповедник, разбиты палатки, шатры, дымятся костры… С правой стороны расположен сам музейно-экскурсионный комплекс.


Вход в музейный комплекс платный, на территорию музея и в пещеру необходимо покупать разные билеты, в сумме это около 120 рублей. Сам комплекс тянется вдоль реки Белой и завершается непосредственно пещерой. Мы решили начать осмотр сразу с пещеры и прямиком направились туда.

Осмотр заповедника – только по экологической тропе, которая имеет длину около 2 километров. В конце же ее – главная достопримечательность Башкирии Капова пещера, известная петроглифами, возраст которых 15 000 лет.

Сначала тропа ведет через луг, и первая достопримечательность – грот Спящий Мамонт. Говорят, на закате тени грота ложатся так, что он похож на горбатого мамонта с закрытыми глазами и опущенным хоботом – отсюда и название. Виден в скале и сам грот, но подходить к нему нельзя из-за угрозы камнепадов. Тропа уходит в лес, и за деревьями сереют высокие скалы. А в траве виднеются колоды. Прямо у тропы стоят две пасеки: действующая экспериментальная и музейная – просто множество колод в высокой траве.

Как я уже говорил, башкиры издревле занимались бортничеством, и до сих пор местные жители выводят пчел и собирают мед. Вот и здесь колодная пасека, матковыводная пасека с рамочными ульями и музей-гостиная «Пчелиный лес», где можно попробовать местный мед.

Здесь же устроен музейный павильон с подлинным инвентарем бортника и даже настоящей бортью. Также в павильоне представлены тамги – башкирские родовые знаки, которыми каждый бортник помечал свою борть. Я видел два стенда с тамгами – собственно на Шульган-Таше и в Национальном музее в Уфе. Некоторые тамги похожи друг на друга: в каждом последующем поколении сын добавлял к тамге отца одну линию.

Река и высокие скалы вдоль ее берега – типичный уральский пейзаж. На Среднем Урале таких рек еще больше. Трудно поверить, что это на самом деле водохранилище. В начале 2000-ых Муртаза Рахимов задумал поставить себе «памятник» – построить ГЭС на Белой около своего родного села. Естественно, строительство ГЭС должно было покончить со сплавами и туризмом на реке, но главное – в зоне затопления оказались две лучшие пещеры Урала: Капова и Сумган-Кутук. Протестовали все страшно, да только это же восток! В конце концов, на Муртазу надавили из центра, и водохранилище было построено на 2/3 проектной мощности. Капова пещера была спасена, а Сумган-Кутук (протяженность которого превышала 12 км), говорят, ушел под воду. С тех пор был установлен столб, показывающий уровень воды в реке Белой во время наводнения 1990 года.


Далее тропинка вышла на обрыв к реке Белой, откуда, повернув направо и перешагнув через мостик, привела нас к павильону для экскурсантов. Вход в пещеру оказался огромным, над небольшим озерцом свисал массивный каменный свод.

Протяженность всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри нее протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. В 1959 году зоолог заповедника А.В. Рюмин открыл в Каповой пещере наскальные рисунки эпохи палеолита, которые перевернули представления об истории Восточной Европы. Благодаря исследованиям сейчас описано 173 рисунка или их реликтов – красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира, возраст их 14-14,5 тысяч лет. Изображены мамонты, лошадки и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углем. Рисунки в разной степени сохранности – часть их скрывается под натеками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.

Когда солнечный свет совсем исчез, гид предложил посветить фонариками наверх. Свод пещеры озарился блеском, как будто он унизан тысячами бриллиантов. На самом деле это капельки воды, поэтому пещера и называется «каповой». Если вглядеться в рельеф потолка, то можно различить очертания мальчика. Легенда гласит, что древние люди доводили до конца пещеры двенадцатилетних мальчиков и оставляли самих искать выход, кто найдет его, тот и считался настоящим мужчиной.


В башкирской мифологии с Шульган-Ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала. Пожалуй, самая красивая легенда – эпос «Урал-батыр», который посвящен космической борьбе двух братьев – младшего Урала и старшего Шульгана. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит – повезет. Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом в образе огромного батыра. Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.

Вообще пещера восхитила всю нашу экспедицию. Необычайное природное творение жилище древних людей оправдало ожидания на все сто.


Возвращаясь, мы обещали обязательно вернуться, когда откроются для посещений следующие залы. Дальше тоже еще много интересного: и подлинные наскальные рисунки, и сталактиты со сталагмитами, удивительное озеро, искупаться в котором по преданию мужчины водили своих жен, чтобы вернуть им девственность.

Когда мы выходили из пещеры, один мужчина с разбегу нырнул рыбкой в небольшое озерцо. Я уже было, подумал, что он разобьется. Оказалось что озерцо это уникальное, и вовсе не озеро, а речка с одноименным названием Шульган, исток которой находится в 12 км к северу от входа. На расстоянии 2 км до Шульган-Таша эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром 3 м, разведанная глубина его составляет 71 м, а предположительная глубина около 120 м. Проходя под землей воды этого озера-речки впитывают в себя кучу минералов и становятся необыкновенно полезными.


Купание в этом озере омолаживает и восстанавливает организм. И не смотря на то, что температура воды около 7 градусов, вода настолько приятная, что все равно находятся желающие ополоснуться. Вода очень соленая и жесткая (пить нельзя), и поэтому озеро абсолютно безжизненно. Если верить «Урал-батыру», именно здесь находится вход в царство мертвых, где правит Шульган.

Обратный путь всегда короче, но этот участок длинной в 30 км с насыпным покрытием измотал в конец. Почему-то на обратном пути пейзажи показались мне более живописными, наверно потому что выглянуло солнышко.

Отчет о квадро-эндуро рейде от Ильи Гизатуллина «Chelextreme.ru»

В понедельник, 20 июля, взяв первый за 3 последние года отпуск, в 7 утра зацепил прицеп с «квадриком» и поехал на Банное. Незаметно за разговорами о мотоциклах там пролетел вечер. С утра собрались и поехали на стоянку в Юбилейный. Встретили карталинцев, потом подтянулись магнитогорцы.

На небе ни облачка, день обещал быть жарким…

Всего собралось 12 мотоциклов, 2 квадроцикла и 2 машины. Разделились на 2 группы: дорожники и Яна на машине поехали по асфальту, а большая часть, наоборот, решила максимально возможно асфальта избежать.


Самое удивительное, что по бездорожью решил ехать и магнитогорец Серега на ВАЗ 21099! Мотоцикл его был в ремонте, а проехать хотелось вместе с боевыми товарищами.

Солнце жарило, дороги настолько высохли, что поднималось огромное количество густой пыли. Иногда, при езде вплотную за «квадриком» Мурата даже создавалось впечатление, что въезжаешь в густое облако (парашютисты меня поймут), приходилось сбрасывать газ или наоборот, отрываться вперед.

Периодически встречали «девятку», идущую параллельным курсом. «Безумству храбрых поем мы песню» – они ехали по дорогам, куда ни каждый джип бы рискнул залезть. Благо было сухо и они не буксовали. При прохождении ям и канав Серега доставал из багажника доски, подкладывал под колеса и ехал вперед!


Останавливались часто, так что хватало времени полюбоваться красотами Крыктытау. Была идея разделиться и пустить «квадрики» вперед как более быстрые, но решили, что русские на войне своих не бросают, и поехали вместе. Как оказалось, не зря.

Выехали на дорогу, где в дождливое время проехать не просто из-за раскисшей глины, а сейчас просто была твердая засохшая колея от УАЗов.

Тут случилось ЧП. В колее ногу Артема затянуло под заднее колесо. В результате падение и перелом голеностопа, возможно открытый. Привязали ногу к той самой доске, посадили Артема в девятку на переднее сидение (задние были до крыши забиты сумками). Серега сел за руль и повез пострадавшего в Белорецк, а Олег сел ко мне на «квадрик» вторым.

Как мне показалось, после происшествия все стали ехать чуть медленнее.

Башкирка предпенсионного возраста на заправке с неподдельным изумлением на лице пыталась обсчитать рублей на 400, но тщетно. Поехали дальше. То и дело встречали то лошадей, то коров, претендовавших на преимущество на дороге и не желавших пропускать колонну. А в Старосубхангулово они, видимо, вообще священные животные. Оттуда еще 30 км по пыльной грейдерной насыпи, и мы на месте!

От пыли отряхиваться было бесполезно, но это нас и не заботило.


С утра пошли на экскурсию в пещеру. По пути встречали убежища древних людей.

В глубине пещеры обнаружили наскальную живопись эпохи палеолита. Но самое удивительное – это изображение граненого стакана, которому более 20 тысяч лет!

Вход в пещеру размером с пятиэтажный дом. Меда достать не получилось... Зато видели муравейник почти с человеческий рост.

Часов в 12 выехали в обратный путь. Так как пункты назначения у всех были разные, выезжали группами по 2-3 человека, чтобы меньше пылить. Ехали уже по другой дороге, по началу удавалось срезать. Отведали кумыса, добрые хозяева угостили еще и хлебом.

Чуть позже Мурат прямо на наших глазах совершил кульбит, чудом не оказавшись под «квадриком». Колея там была, действительно, предательская. Я тоже был на грани переворота, т.к. темп был намного выше среднего.

Потом заехали в лес, пыли практически не стало, дорога поворачивала между деревьями каждые 20 метров. От души повеселился в управляемых заносах, пока не проколол колесо. Оказалось, от насоса из-за тряски открутилась гайка. Поиски успехом не увенчались. Пришлось открутить такую же с «квадрика» Мурата (кстати, потом забыл отдать), 15 минут на ремонт, и поехали дальше.


Периодически спрашивали у местных, есть ли впереди дорога. Если они говорили что есть, дорога вскоре заканчивалась. Если говорили что нам там не проехать – мы легко проезжали.

По открытой местности было ехать одно удовольствие: трава 2 сантиметра, холмы и редкие деревья.

Потом попали в капкан хребтов с трех сторон. Единственно возможная дорога вперед была обозначена на навигаторе как тропинка. На деле же эта тропка давно заросла метровой травой и была завалена упавшими деревьями. Теперь вперед пошла тяжелая артиллерия.

Трава становилась все выше. Я шел первый и то и дело видел лежбища животных – круги примятой травы диаметром метра полтора. Фотоаппарат был наготове на случай встречи кого-нибудь из местной фауны. Но напрасно, рев моторов распугал все живое. Один раз увидел только двух здоровенных птиц. Переезжали через поваленные деревья, ломали их или объезжали, примерно придерживаясь направления на навигаторе. Думаю, мы первые лет, как минимум, за 10, кто пошел через перевал этой дорогой, если можно так ее назвать.

И вот бурелом закончился, и мы на вершине! Еще 50 км до Банного доехали без происшествий. На стоянке у Юбилейного встретили магнитогорцев, которые удивились почему мы так долго едем. «Нормальные герои всегда идут в обход!» Скоро снова в дорогу, только теперь уже на двух колесах. Ведь человек, которого «укусил» эндурист, сам становится эндуристом.

Материалы предоставлены «Клубом любителей путешествовать», Chelextreme.ru.

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI