Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Максим Ахтямов
Максим Ахтямов

Из разговора водителя и штурмана: «– Ты амортизаторы ведь поменял? – Да, конечно, нам теперь самое главное крышу не поймать. И все будет отлично.» Я думал, они шутят, ведь мы отправлялись на внедорожное ориентирование, а не на раллийный доп. Но оказалось… Далее...


Черный ноябрь

Черный ноябрь

24 декабря 2008Текст: Максим Ахтямов

Черный ноябрь – именно так характеризуют аналитики ноябрь 2008 года для американского автомобильного рынка. Никто и не надеялся миновать падения в этой отрасли, но реальные последствия кризиса превысили все ожидания. Тяжелые времена настали и для отечественного авторынка. Но обо всем по порядку.

Ситуация в США

Особенностью американского автомобильного рынка является то, что обновления автомобилей происходят минимум раз в год и привязаны к смене «модельного года». Сама смена «модельного года» происходит с сентября по ноябрь. После этого все модели текущего года попадают в ранг «прошлогодних», несмотря на то, что календарный год еще не закончился. Так в ноябре этого года в США уже вовсю начались распродажи автомобилей «старого» 2008 года. Но… Не помогли ни осенние скидки, ни кэшбеки (cashback*), ни ребейты (rebate**).

Меньше всего пострадал Ford, поэтому он, собственно, не сильно старается для получения государственного кредита. А вот General Motors и Chrysler просят кредит у государства. Продажи Chrysler упали на 47%. В силу переполнения складов компания закрыла все 30 заводов на месяц – до 19 января. Дела с люксовыми брендами General Motors обстоят еще печальнее, чем с массовым Chevrolet. Продажи Cadillac уменьшились почти вдвое, не отстает и Buick (-43 %). На этом фоне падение фордовского Lincoln (-8%) кажется чуть ли не приростом.

Ford даже умудряется на падающем рынке увеличивать свою долю, ведь при снижении продаж всего на 30% он автоматически переходит на второе место, смещая Chevrolet, по общим продажам за месяц (впереди только Toyota, продажи которой снизились на 34%). Toyota тоже смогла смягчить падение, благодаря продлению акции «0%», т.е. на некоторые автомобили компания давала кредит с нулевой ставкой процента.

Все сообщения по поводу «даст государство кредит GM и Chrysler или нет» больше напоминали мыльную оперу в стиле «Санта-Барбары» 20-летней давности. Как известно у GM настолько сильное «лобби», что кредит дадут в любом случае. Так и случилось. А если GM не сможет вернуть, что вполне вероятно, то компанию просто национализируют.

Падение продемонстрировали все автомобильные компании в США, кроме Mini. Благодаря началу продаж Clubman нового модельного года Mini прибавил 43%. Также минимальное падение продемонстрировала и Subaru.

Наряду с задачей выживания в принципе на автомобильном рынке есть и другой аспект в сложившейся экономической ситуации. Даже во время кризиса компании работают над рекламными и PR-стратегиями, ведь есть шанс отыграть у кого-то долю падающего рынка.

Однако не любая агрессивная маркетинговая политика приносит успех. Например, маркетинговая кампания Mitsubishi, начавшаяся пару лет назад в США, не только не принесла особых плодов, но и ударила по имиджу. Суть акции заключалась в следующем: Mitsubishi предлагала почти всем желающим приобрести автомобиль в кредит без первоначального взноса и с отсрочкой выплат в один год. Сначала продажи действительно выросли, но эффект такого маркетингового хода оказался краткосрочным, большая часть машин были изъяты за неуплату. Многие «покупатели» оказались попросту неплатежеспособными, а за маркой укрепился имидж автомобилей для «тунеядцев» (многие «покупатели» были обычными подростками без работы).

Ford F-150
Цены на бензин опустились до 1,5 долларов за галлон, и Ford F-150 опять в лидерах.

«Хит-парад» во время кризиса

Десятка самых продаваемых автомобилей в США:

Рейтинг

Май 2008

Ноябрь 2008

1

Honda Civic

Ford F-series

2

Toyota Corolla/Matrix

Chevrolet Silverado

3

Toyota Camry

Toyota Camry

4

Honda Accord

Toyota Corolla/Matrix

5

Ford F-series

Honda Civic

6

Chevrolet Silverado

Honda Accord

7

Nissan Altima

Dodge Ram

8

Ford Focus

Chevrolet Impala

9

Chevrolet Cobalt

Honda CR-V

10

Chevrolet Impala

Nissan Altima

Удивительно, но факт: за последние месяцы японские «малолитражки» приучили нас к тому, что именно они находятся в первых строчках продаж. Но в ноябре первую позицию заняло новое поколение лидера продаж прошлых лет – пикапа Ford F-150 серии. Причины кроются в природе самого кризиса. Если в 70-х годах он был топливным, то нынешний кризис – финансовый. А когда цены на топливо в США упали за последние 4 месяца почти в 3 раза (с почти 4 до 1,5 долларов за галлон), то перед рядовым американцем встает вопрос: Что купить за 22000 долларов? Новое поколение пикапа Ford F-150 или гибридомобиль Toyota Prius?

И по статистике выбор приходится не в пользу компактной модели. Американский патриотизм вернулся из небытия, а продажи большинства компактных автомобилей пошли в минус. Еще пару месяцев назад экономичные автомобили были в лидерах продаж. Тогда многие компании заявляли, что начнут поставлять компактные европейские автомобили в США. Теперь многие программы будут заморожены.

Динамика снижения продаж за ноябрь 2008 в сравнении с ноябрем предыдущего (если сравнивать с октябрем или сентябрем 2008, то цифры будут куда страшнее)

  • Toyota Prius - 48%
  • Toyota Corolla/Matrix - 13%
  • Toyota Yaris - 17%
  • Scion (all) - 45%
  • Honda Civic - 30%
  • VW Rabbit (для России Golf) - 44%
  • Ford Focus - 38%
  • Chevrolet Aveo - 36%
  • Chevrolet Cobalt - 54%
  • Kia Spectra - 33%
  • Hyundai Accent (для России Verna) - 11%

Тем временем в России…

Ноябрь оказался черным и в России. Впервые за много лет общий уровень иностранных*** продаж автомобилей в РФ показал отрицательную динамику.

Для некоторых брендов падение просто катастрофическое. Например, Mitsubishi, единственная японская компания, которая продает в России больше автомобилей, чем в США, потеряла 50% объема продаж.

Есть и те, кто в ноябре показал прирост продаж. Это те иностранные марки, которые вовремя объявили скидки и специальные условия продаж своих автомобилей – Skoda, Citroen, Volkswagen.

Положительные данные по Toyota и Honda свидетельствуют о том, что компании вовремя смогли удовлетворить спрос, увеличив квоты на дефицитные модели.

Subaru продемонстрировала стойкость кризису и в России, продажи стабилизировались (+1%).

Десятка самых продаваемых автомобилей в России:

Рейтинг

Май 2008

Ноябрь 2008

1

Ford Focus

Ford Focus

2

Chevrolet Lacetti

Chevrolet Lacetti

3

Renault Logan

Renault Logan

4

Hyundai Accent

Hyundai Accent

5

Mitsubishi Lancer X

Toyota Corolla

6

Ford Fusion

Mitsubishi Lancer X

7

Chevrolet Lanos

Daewoo Nexia

8

Daewoo Matiz

Chevrolet Lanos

9

Daewoo Nexia

Chevrolet Niva

10

Chevrolet Niva

Daewoo Matiz

В отличие от США, в России десятка самых продаваемых автомобилей практически не изменилась. Toyota Corolla, на которую увеличились квоты, сменила устаревающий Ford Fusion.

Audi
В США Audi продает в два раза меньше автомобилей, чем Mercedes-Benz и BMW. Зато в России продажи и имидж на уровне конкурентов.

Прогнозы

Во всех учебниках по маркетингу написано, что во время кризиса покупатели отказываются от покупок товаров длительного пользования, коим и является автомобиль. Поэтому прогноз аналитиков в снижении продаж в России не выглядит откровением. Остается другой вопрос – на сколько упадут продажи?

Эксперты дают размытый прогноз: от -30% до -60 %.

Причем в снижение на 30% сложно не поверить. Падение продаж произойдет не только из-за малого количества автомобилей продаваемых в кредит, но и в силу уменьшения доходов самих покупателей. Многие попадут под сокращения или вовсе лишатся работы, а, следовательно, доход уменьшится в разы. Люди не будут покупать машину ни в кредит, ни за наличные деньги.

Уже на всех российских заводах объявлены «новогодние каникулы» на месяц. В следующем году заводы будут работать с меньшей производительностью.

В США продажи тоже снизятся минимум на 30% процентов. И тут будут все равны – падение ожидает всех. Несмотря на такое количество шумихи вокруг американских производителей, несладко придется и японским: возможно, Toyota, Honda и Nissan временно закроют свои сборочные производства в США.

Мнение местных представителей

Павел Рыжков, заместитель директора по продажам «Джемир-Холдинг»:
- Наши продажи Chevrolet и Opel продемонстрировали даже несколько большее снижение, чем в среднем по стране (а этот показатель по России составляет 10-15% – прим. автора). Аналитики считают, что падение в следующем году составит 30-60%. Однако, на мой взгляд, падение продаж на 30% – это слишком оптимистичный прогноз. Думаю, что реальная величина этого показателя установится где-то посередине между 30 и 60%.

Продажи автомобилей за ноябрь 2008 года:

Источник: Automotive News, AEB

-   – марка официально на рынке не представлена.

1  – После перехода марок Jaguar и Land Rover под контроль Tata Group данные о продажах этих автомобилей в США недоступны.

Данные по российским производителям пока недоступны.

Продажи компаний за ноябрь 2008 года:

Источник: Automotive News, AEB

* - кэшбек (cashback) – возврат наличных денег. Одна из разновидностей скидок. Особенностью американского рынка является то, что многие люди постоянно живут в долг, пользуются кредитными картами без возможности обналичивания денег. Поэтому при покупке автомобиля в кредит покупателю возвращают некоторую сумму денег (например, 2000 долларов наличными) – теперь у покупателя появились наличные, за которые уже не нужно платить процент.

** - rebate (mail-in rebate) – возврат денег чеком или наличными через определенное время. Еще одна разновидность скидок. Разница с cashback в том, что деньги отдают не сразу, а обычно через 1-2 месяца (то есть продавец еще пользуется вашими деньгами какое-то время).

*** - в том числе произведенных на территории России.

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI