Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Марат Афлятунов
Марат Афлятунов

Этот автомобиль знаком каждому по великолепной трилогии «Назад в будущее», где он играл роль легендарной машины времени! И это неудивительно, поскольку DeLorean DMC-12 выглядел настоящим космическим шаттлом для тех лет. Далее...


Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора


«Москвич», я осмелюсь заявить, автомобиль весьма экзотический для автомобильных соревнований наших дней, далекое и славное прошлое которого уже забыто многими. Завод по их производству давно закрыт, тем не менее, эти легендарные автомобили не исчезли с дорог нашей страны, а некоторые, как наш герой, продолжают прославлять эту марку.

«Рыжий», как зовет его сам хозяин, был выпущен в 1981 году, солидный возраст для любого автомобиля, но пока живо кузовное железо, ничто не может стать преградой для его совершенствования.

«Автомобиль был куплен в августе 2009, как средство передвижения, но с небольшим нюансом – я люблю марку «Москвич», – признается Сергей. – Пробег на нем тогда был 56 400 км, с того момента мы вместе преодолели около 45 000 км».

Вторая молодость «Москвича-412»
Классические черты и современные технологии – все сочетается в одном автомобиле.

«Москвич 412» изначально, как и любой другой – абсолютно стандартный автомобиль, с силовым агрегатом объемом 1,5 л, но не без изюминки, так как собран этот двигатель был под АИ-92, что являлось редкостью для машин тех лет, несомненно, это экспортный вариант.

«Непаханое поле» для доработок и тюнинга в собственном гараже не давало покоя своему хозяину, и у «Москвича» началась новая насыщенная жизнь. В первую очередь, автомобиль обзавелся доработанным карбюратором, к которому были подобраны жиклеры под характер мотора, а низ был заменен на другой, от ВАЗ 2107 с диаметром второго дросселя 27 мм. Затем переварена тяга открытия второго дросселя для более быстрого срабатывания и еще некоторые технические решения, которые владелец оставил в секрете. Все-таки рецепт хорошей машины должен быть со своими секретными ингредиентами.

Потом пришло время для установки более производительного распределительного вала, им стал распредвал с маркировкой №38 производства ООО «ОКБ Двигатель», и портинга ГБЦ (Прим. ред.: Портинг – доработка ГБЦ, заключающаяся в увеличении диаметров впускных и выпускных каналов и устранении заводских дефектов литья). Таким образом, Сергей добился динамики переднеприводных моделей ВАЗ с инжекторными восьмиклапанными ДВС.

Вторая молодость «Москвича-412»
Владельца часто спрашивают: «С какой иномарки этот ресивер?»

Спустя полгода после покупки штатная поршневая группа с диаметром 82 мм и коленчатый вал с длиной хода 70 мм были заменены на новый коленвал с ходом 80 мм и поршневую 85 мм. Так 1,5-литровый двигатель увеличили до 1,8 л.

Однако карбюратор – это прошлый век, и сейчас можно встретить немало «Жигулей» с системой впрыска под капотом. Что же насчет «Москвича» – это уже другое дело, откуда мог взяться инжектор?

Окунемся немного в эту запутанную временем историю, историю развала когда-то легендарного и сильного производственными мощностями завода. Сложившиеся тогда отношения между тремя заводами АЗЛК, УЗАМ и ИЖмаш были весьма своеобразными, конструкторы, испытатели и доводчики двигателей жили в Москве, а технологи и производственники в Уфе. В 1967 году АЗЛК начал выпускать современный по тем меркам автомобиль – «Москвич 412» с новым двигателем, производство которого обязали освоить уфимских специалистов. АЗЛК проектировал, УЗАМ выпускал, а ИЖмаш, у которого не было конструкторов и проектировщиков, осуществлял сборку.

Вторая молодость «Москвича-412»
Сборочный цех №1 Фото: bvl.com.ua

Двигатели постепенно совершенствовались и модернизировались, увеличивались ход поршня и диаметр цилиндров, степень сжатия и камеры сгорания, в итоге было сконструировано три поколения собственных двигателей с распределенным впрыском! К сожалению, ни один из них так и не попал в серийный выпуск. И, тем не менее, такие эксклюзивные автомобили встречаются, правда, очень редко.

«Донора» для строительства своего силового агрегата Сергей нашел в Саранске, это УЗАМ II поколения, который Уфимский моторостроительный завод разработал совместно с австрийской компанией AVL. Особенности конструкции данной системы впрыска следующие: длинные составные впускные трубы, закрывающие топливную рампу с форсунками, система управления BOSCH с датчиком расхода воздуха, датчик положения коленчатого вала на маховике.

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора
Тот самый силовой агрегат, послуживший «донором».

Посылка прибыла по адресу, и проект начал осуществляться, из мечты в реальность. Если задуматься, то ведь наш «Москвич» стал уникальным в своем роде автомобилем, такие экземпляры можно пересчитать по пальцам на территории всей России и стран СНГ.

Перейдем к технической составляющей данного проекта. Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться, стала несостыковка ресивера и нестандартного вакуумного усилителя тормозов фирмы Lucas. Проблему решили путем доработки проставки-адаптера, который идет в комплекте для «Москвичей», ее уменьшили в два раза. Ресивер был установлен. Для установки датчика детонации пришлось просверлить отверстие в блоке цилиндров.

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора
Ресивер и коллектор перед установкой.

Затем доработки коснулись купленного топливоприемника от «Волги», на нем необходимо было лишь укоротить трубки до необходимого размера, главный его плюс это наличие «обратки». Сама топливная магистраль проходит по салону. Вообще «волговские» запчасти легли в основу многих решений - это и дроссель воздушной заслонки, и форсунки, и даже пружины передней подвески.

«Чуть не забыл, выпуск и вся его магистраль, а также датчик включения вентилятора и рампа форсунок взяты тоже с «Волги»! – улыбаясь, добавил хозяин автомобиля.

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора
Топливоприемник от «Волги» справа.

Сергей не оставил шансов и системе охлаждения «412-го», чей принцип был изменен кардинально. Аналогичная система устанавливалась на «Москвичах» модели 2140 производства АЗЛК. Она имела нижнее расположение термостата и более правильную разводку по контурам.

«Я долго сомневался, переделывать или нет, решающим фактором стало то, что в комплект инжектора входит один флянец, который не совместим с предыдущей системой охлаждения, в него можно установить два датчика температуры: штатный и для ЭБУ. А они мне были необходимы», – объясняет владелец уникального «Москвича».

Далее оставалось лишь собрать всю механическую часть, подключить проводку и прозвонить ее всю, что, в общем, и было сделано. Двигатель впервые был запущен! Но не все так просто, на залитой прошивке в ЭБУ Январь 5.1.2 машина отказывалась вести себя адекватно, заливая топливом свечи богатой смесью. Сейчас программа подкорректирована и автомобиль отписан.

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора
Установлены рампа и коллектор.

Естественно, это не весь список работ, которые пришлось проделать владельцу, прежде чем «Рыжий» запустился на инжекторе, особенно это касается ГБЦ, предлагаем ознакомиться со списком доработок в приведенной ниже таблице:

Деталь

Характеристика, маркировка, наименование

ДВС

 

Объем

1,8 маркировка (3318)

Поршневая группа

(3318) диаметр поршня 85 мм

Коленчатый вал

(3318) длина хода поршня 80 мм

Поршневые кольца

«DROUZHBA», Болгария

Шатуны

Облегченные, 740 гр.

ГБЦ

 

ГБЦ 412

Фрезеровка плоскости 2.5 мм

- каналы

 

Впуск

39,5 мм

Выпуск

35 мм

- седла

 

Впуск

37,5 мм

Выпуск

33 мм

- клапана

 

Впускной

42 мм Nissan Diesel

выпускной

37 мм Ford Orion

Степень сжатия

10.7 ед.

Натяжитель цепи ГРМ

Увеличен ход

Распределительный вал

Распредвал №78 «ОКБ Двигатель» + облегченная разрезная шестерня (ступица Алюминий).

Бронзовые направляющие

Alfa Romeo + маслосъемные колпачки ВАЗ

Тарелки клапанных пружин

Алюминий (вес:10 гр. легче на 30 гр. стандартных

Охлаждение

Косозубая помпа

Основной радиатор ВАЗ 2108

 

Эл. вентилятор

«Газель»

Датчик автоматического включения

«Волга»

Передний сальник коленчатого вала

Mercedes

Система выпуска отработанных газов

 

Магистраль

После стандартного выпускного коллектора и штанов идет гофра эластичная (51 мм), далее 51 труба, резонатор и основной глушитель «Волга»

Система питания

 

Рессивер

УЗАМ 248

Дроссель

«Волга» на 63 мм

Форсунки

«Волга»

Воздушный фильтр

Нулевого сопротивления ProSport

ЭБУ

Январь 5.1.2

Подвеска

 

Передние пружины

«Волга» -2.5 витка

Рессоры

5 листов, которые прокатаны в обратную сторону для уменьшения клиренса

Диски

Разварка R13 7J

Передний стабилизатор

Двойной

Амортизаторы

Перекачанный стандарт

Тормозная система

 

Передние тормозные диски

вентилируемые

Задние барабанные тормоза

стандарт

ГТЦ

Lucas (Москвич Святогор)

ВУТ

Lucas (Москвич Святогор)

Салон

 

Сиденье

UNP Tuninger

Ремни

трехточечные Bride

По словам специалистов, которые перепрошивали программу «Москвичу», расчетный момент составляет 145 Нм, а мощность 125 л.с.

Вторая молодость «Москвича-412»: распределенный впрыск вместо карбюратора
Результат проделанной работы.

Впечатления от поездки, которые оставил «412-й», сложно передать словами, утапливая в пол педаль акселератора, чувствуется, как ДВС объемом 1,8 начинает разгонять автомобиль со всеми его пассажирами, не теряя динамики. Несколько проезжающих мимо водителей с большим интересом разглядывали «Рыжего», когда старенький «Москвич» едет так быстро – это заставляет долго смотреть ему вслед.

Позже мы встретились с владельцем уникального автомобиля еще раз – на этапе областных соревнований по автоспринту, где он принимал участие в классе с серьезно доработанными заднеприводными автомобилями. По результатам соревнований «Москвич» показал второе время класса, завоевав своему владельцу «серебро».

Однозначно этот эксперимент оправдал свои ожидания, у Сергея получился настоящий «волк в овечьей шкуре». Классический облик в сочетании с современными технологиями – вторая молодость, не иначе.

Редакция Zavedi.ru благодарит Сергея Сандалкина за содействие в подготовке материала. В свою очередь, Сергей Сандалкин выражает огромную благодарность за неоценимую помощь в реализации проекта Сергею Филиппову из Уфы.

Поделиться
Вторая молодость «Москвича-412»Вторая молодость «Москвича-412»Вторая молодость «Москвича-412»Вторая молодость «Москвича-412»

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI