Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Марат Афлятунов
Марат Афлятунов

Этот автомобиль знаком каждому по великолепной трилогии «Назад в будущее», где он играл роль легендарной машины времени! И это неудивительно, поскольку DeLorean DMC-12 выглядел настоящим космическим шаттлом для тех лет. Далее...


Toyota Celica – путь самурая

Безусловно, Toyota Celica на протяжении всех поколений являлась ярким примером автомобиля, рассчитанного на активных и молодых. Познакомиться с А40 поближе довелось и нашей редакции, удивительно, но на уральских дорогах до сих пор можно встретить такие редкие экземпляры.

В 1933 году компания Toyoda Automatic Loom Works, занимавшаяся текстильной промышленностью, открывает автомобильный департамент, благодаря стараниям сына главы компании Сакити Тойоды (Sakichi Toyoda) Киитиро Тойода (Kiichiro Toyoda).

Начальный капитал для дальнейшего существования департамента было решено заложить путем продажи патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

Через какие-то 2 года автомобильный департамент закончил разработку своего первенца Model A1 (впоследствии AA), чье производство и продажи начались в 1936 г. Спустя год, в 1937 г., автомобильный департамент отделился в независимую компанию Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце довоенная история компании Toyota. С более подробной историей развития компании на рынке США можно прочитать из ранее опубликованного материала.

Toyota AA
Элегантная и в то же время строгая Toyota AA. Фото: leroux.andre.free.fr

В 70-е годы прошлого столетия компания Toyota ускорила активное развитие, занимаясь строительством новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями узлов и агрегатов своих автомобилей.

В 1970 г. была выпущена в производство первая модель Celica, положившая начало поколению этого яркого спортивного автомобиля.

Новая модель была представлена на выставке Tokyo Motor Show в октябре 1970 г., спустя 2 месяца она поступила в продажу, как автомобиль, позиционирующий себя более доступным спорткаром, в отличие от предшественника – 2000GT.

Toyota 2000GT
Выпуск 2000GT был прекращен в 1970 г., а комплектовалась она моторами 2 л и 2,3 л и побывала даже машиной «Агента 007». Фото: auto16.ru

В первом поколении Celica (1970-1977) A20/35 имелось две отличительные серии. Одна линейка автомобилей в кузове купе TA22, RA20, и RA21 имела скошенную переднюю часть (трапецевидный передний поворотник). Выпускали данные модели с 1970 г. по 1975 г., они были оснащены двигателями 2T, 2T-G 1,6 или 18R 2,0. Колесная база составляла 2400 мм. Вторая линейка была с плоской передней частью, поворотники сделали квадратными и увеличили колесную базу до 2500 мм. Модели с таким рестайлингом впервые появились в Японии в 1974 г. Экспортировать ее стали с 1976 г. Вариант для японского рынка был оснащен двигателем до 2 л, чтобы соответствовать требованиям, касающимся объема двигателя.

Toyota Celica ST
Celica ST просто кричит: «Если ты молодой и стильный, то мы подружимся». Фото: worldcarfans.com

Также на японском рынке присутствовали модели ET, LT, ST, GT, и GTV. Celica первого поколения выглядела словно американский Ford Mustang, благодаря утопленным фарам и решетке радиатора.

На экспорт Celica поставлялась в трех модификациях: LT, ST и GT. Наиболее дешевой была LT-версия, оборудованная карбюраторным 4-х цилиндровым двигателем объемом 1,6 л, ST была уже интереснее, ее оборудовали двойным карбюратором с нисходящим потоком, двигателем 2T-B. Самой дорогой и в то же время привлекательной для любителей скорости была модель GT, которая поставлялась с DOHC двигателем 2T-G объемом 1,6 л, оборудованным двойным карбюратором Mikuni-Solex.

Toyota Team Europe
Toyota Team Europe. Фото: encycl.opentopia.com

На протяжении своего существования Celica побывала на этапах Чемпионата WRC, сменив несколько поколений и, в конце концов, уступила место Toyota Corolla в августе 1997 г., но об этом чуть позже.

Для автомобильного рынка США поставлялись модели с более мощными двигателями, скорее всего, чтобы составить конкуренцию моделям американских автомобильных концернов. В 1971 г. Celica (ST) была представлена публике с 1,9-литровым двигателем 8R. Чуть позже их стали комплектовать двигателями объемом 2 и 2,2 литра. Что касаемо топовой версии Celica GT, она была оснащена 5-ступенчатой МКПП, по бортам кузова были проведены полосы, ездил автомобиль на стильных дисках с хромированной отделкой.

В конце 70-х годов миру было представлено второе поколение Toyota Celica A40. Автомобиль заметно изменился, приобретя более «безобидный», но, тем не менее, интересный облик. Новая модель была выпущена в двух видах кузовов – купе и лифтбэк. Вся агрессивность первого поколения сменилась более «простым» внешним видом, лишив его «самурайского духа». Дизайнером этой серии был Дэвид Столлэри, работающий до этого на General Motors.

Toyota
Не зная, что это Toyota, можно предположить об американском происхождении автомобиля, но это Celica, при том с приводом на заднюю ось.

В период с 1979 по 1981 гг. была выпущена ограниченная партия этой версии в кузове тарга – с открытым верхом. Модель получила название Sun Chaser и производилась исключительно по заказу компании Griffith (США). Всего было произведено около 2000 экземпляров, которые потом разошлись через дилерскую сеть Toyota.

Toyota Sun Chaser
Это не последняя эксклюзивная версия Celica в данном исполнении, в последующих поколениях Sun Chaser также встречался. Фото autos.sympatico.ca

Параллельно Toyota начали производство Mark I Toyota Supra, известной, как Toyota Celica XX. Автомобиль был оснащен первым инжекторным двигателем и поставлялся на рынок США в виде 6-рядного 12-клапанного SOHC, объемом 2,5 л и мощностью 110 л.с., а на рынок Японии объемом 2 литра.


Поражает разнообразие исполнений и кузовов, которыми богата Celica. Фото: aoshima.ru

Второе поколение Toyota Celica можно условно поделить на 2 серии «А» и «В», первая имела 4 круглые фары и хромированные бампера, а с 1979 г. после небольшой рестайлинга стала выпускаться с 4 квадратными фарами и черными бамперами, не считая других незначительных отличий.


Один из немногих представителей 2 поколения Celica.

Для рынка США традиционно поставлялись модели с более мощным двигателем 20R объемом 2,2 л. Для Японии и на остальные рынки поставлялись 1,6, 1,8, и 2-х литровые моторы.

Безусловно, Toyota Celica на протяжении всех поколений являлась ярким примером автомобиля, рассчитанного на активных и молодых. Познакомиться с А40 поближе довелось и нашей редакции, удивительно, что на уральских дорогах до сих пор можно встретить такие редкие экземпляры.

Передняя панель выполнена из пластика и дерева, приборный щиток утоплен, большие двери и невысокая посадка привлекают к себе взгляд. Хозяин восстановил автомобиль из кучи ржавого железа.


«Лучший зарубежный автомобиль 1978 года», по версии журнала Motor Trend.

Новое поколение было безопаснее и мощнее, что позволило с легкостью продолжить путь Toyota в автоспорте. В конце 1978 г. версия GTV была заменена GT Rally.

А в 1980 г. для участия в автогонках Гран-При Лонг-Бич в Калифорнии была выпущена ограниченная серия GT «US Grand Prix». Автоспорт стал неотъемлемой частью жизни данной модели. Инженеры не переставали трудиться над мощностью автомобиля, так в 1981 г. у моделей, поставляемых в США, появились более мощные двигатели 22R объемом 2,4 л, позаимствованные от 4Runner и Hilux.


Автомобиль идеально подходил для ралли, недорогой, но мощный. Фото: bmsc.com.au

В 1981 г. на смену A40 пришло третье поколение Celica. A60 была представлена в августе 1981 г. Новая модель выпускалась в виде традиционного лифтбека, купе и менее популярного кабриолета. Внешне автомобиль изменился, передняя часть стала скошенной, придавая небольшую обтекаемость кузову, а фары превратились в моноблок. Для рынка США автомобиль продолжили поставлять с двигателем 22R объемом 2,4 л, а также карбюраторными 2-литровыми I4 (2S-C). Для внутреннего рынка комплектация была скромнее, ставились моторы 2T 1,6 л, 3T и 1S, 1,8 л и 18R-G 2,0 л.


Пожалуй, один из наименее привлекательных кузовов. Фото: wikipedia

В 1982 г. в свет вышла первая Celica с мотором, оснащенным турбонаддувом, называлась она Celica GT-T и оснащалась 3T-GTE 1,8 л. Чтобы автомобиль мог участвовать в WRC и соответствовать требованиям МАФ, было выпущено 200 экземпляров. Автомобиль участвовал в составе легендарной Группы B Чемпионата, он был построен и обслуживался Toyota Team Europe (TTE).

Несмотря на это интерес к Celica, как к спортивному автомобилю пошел на спад, возможно виной тому была неоднозначная внешность новой модели и увеличенная масса, и в августе 1982 г. Toyota начинает поставлять на рынок США модель GT-S, для того, чтобы восстановить прежний имидж модели.

А главное, что в стандартной комплектации появился инжекторный двигатель, поэтому двигатель 22R сменил новый 22R-EC. Помимо этого, для северо-американского рынка в период с 1984 по 1985 гг. был выпущен кабриолет, созданный American Specialty Cars (ASC) в Калифорнии, в количестве 4500 штук. Достойный маркетинговый ход, редкий «пляжный стиляга» откажется от автомобиля в подобной комплектации.

В августе 1985 г. Celica изменилась полностью. Поколение T160 стало абсолютно новым автомобилем с приводом на переднюю ось. Форма кузова претерпела кардинальные изменения, став более обтекаемой.


Автомобиль активно продвигался на северо-американском рынке. Фото: wikipedia

В октябре 1986 г. впервые на рынке появилась модель с постоянным полным приводом – Celica GT-Four (ST165), автомобиль обладал блокируемым электроникой межосевым дифференциалом. Что касается турбо-версии GT-S, то она стала официальным автомобилем команды Toyota в ралли. Двигатель 3S-GTE объемом 2 л и мощностью 190 л.с. был конкурентоспособным силовым агрегатом, обеспечивающим хорошие результаты команде.


Передняя подвеска представляла собой систему MacPherson, задняя была многорычажной. Фото medlibrary.org

В 1987 г. GT-Four с измененной вискомуфтой межосевого дифференциала начали поставлять на экспорт, и для северо-американского рынка она носила название Celica All-trac Turbo. All-trac – система симметричного постоянного полного привода.

Дебют ST165 GT-Four произошел в 1988 г., команда заняла 6 место, участвуя в WRC. Первая же победа пришла в 1989 г. на Rally Australia.

В это время публике был представлен новый силовой агрегат 3S с различными вариантами газораспределительного механизма (Twincam), за ним выходит турбированный 3S-GTE для полноприводных ST165 GT-Four.

Пятое поколение Celica (T180) было представлено в сентябре 1989 г. В очередной раз, изменив внешность, Celica представляла собой автомобиль, лишенный прямых линий, ради этого она была оборудована складывающимися фарами головного освещения. Новый дизайн вызвал восторг у общественности.

Что интересно, комплектации для внутреннего японского рынка теперь назывались S-R, Z-R, GT-R, Active Sports (с активной подвеской) и GT-Four. Двигатель 3S-GTE, которым оснащался GT-Four, имел воздухо-воздушный интеркулер и двойной впуск турбины CT26 для снижения количества выхлопных газов. Это был поистине монстр автомобильной промышленности, в японской версии GT-Four в результате установки улучшенной системы зажигания и керамической турбины было 165 кВт (221 л.с.) и 304 Нм момента, а система постоянного полного привода имела блокировку межосевого и заднего дифференциалов.


В Европе были доступны комплектации 1,6 ST-i, 2,0 GT-i 16, и GT-Four.

Для рынка Северной Америки автомобиль имел фиксированные боковые зеркала и оранжевые передние поворотники. Для остальных рынков использовались складывающиеся зеркала и белые поворотники. В стандартной комплектации стала устанавливаться водительская подушка безопасности. Базовая модель ST имела 1,6-литровый 4A-FE, GT и GT-S – 5S-FE 2,2 литра. Самое интересное, что комплектация GT-S была мощнее всего на 5 л.с., чем GT. Этот шаг был предпринят по причине, что потребители США предпочитали моторы с большим крутящим моментом.

Полноприводная Celica All-trac Turbo была доступна с улучшенным 3S-GTE 2 л, как и экспортные GT-S и GT-Four выпускались в кузове лифтбэк с расширенными крыльями.

Модели для Австралии поставлялись в более скудной комплектации, чем для Японии или США, к примеру, люк был доступен только как опция. Машины делились на версии: SX купе, SX лифтбэк, GT-Four, а также 150 шт. ограниченной серии GT-Four Group A Rallye. Ставка была сделана именно на GT-Four, который, к сожалению, первоначально не оснащался системой ABS и противотуманными фарами, они появились в стандартной комплектации несколькими месяцами позже.

1993 год стал годом рождения ограниченной серии модели WRC Trophy, которая была со спортивными сиденьями от GT-Four, круиз-контролем, затемненным задним стеклом, спойлером и специальными наклейками на кузове. Самым приятным подарком для фанатов данной модели стала музыкальная система Super Live Sound System с десятью динамиками, устанавливаемая стандартно в заводской комплектации.

Была и более экономичная версия этой модели, продавалась она в Японии и называлась GT-Four V. Кузов был с обычными арками, без литых дисков, кожи, музыкальной системы System 10, но с противотуманными фарами, ЭСП и люком, как дополнительной опцией.

Этим автомобилям была доступна анти-блокировочная система тормозов (ABS) для GT-S все четыре года, а для GT с 1992 по 1993. В стандартной комплектации GT-Four (All-Trac для США) была самой дорогой из производившихся, салон был спортивным, сиденья оснащались электроприводом, руль автоматической регулировкой, а также круиз-контролем!

Кроме того, было выпущено 5000 экземпляров ограниченной ралли-версии – GT-Four RC для Японии, Carlos Sainz (CS) для Европы (в честь знаменитого гонщика WRC Карлоса Сайнса) и Group A Rallye для Австралии.


Легендарная GT-Four RC. Фото jalopnik.com

По заказу Toyota Team Europe в машину установили улучшенный интеркулер, капот с большим количеством вентиляционных отверстий и электронный блок управления, настроенный на большую производительность.

В 1994 Toyota полностью обновила линейку Celica, это было уже шестое поколение, именуемое T200. Новый дизайн Celica был назван как Suprastyle, за некоторое сходство модели, снова вернулись четыре круглые фары. Кузов традиционно был представлен в виде купе и лифтбека. В стандартной комплектации стала доступна система ABS и подушка безопасности водителя, чуть позже и для пассажира. Некоторые комплектации были еще и с кондиционером.

Изменения в поставках коснулись рынка США, во-первых, стали доступны только комплектации ST и GT, а во-вторых, турбированный GT-Four (All-Trac) перестал поставляться на данный рынок. А для рынка Японии были представлены две модификации SS-I и SS-II. ST205 GT-Four была запущена в Феврале 1994, чуть позже кабриолет.


Между ними разница в несколько поколений, но каждая из них уникальна по-своему.

GT-Four ST205 (на фото) продолжали производить для японского, австралийского, европейского и британского рынков. Это была самая мощная из всех производившихся Celica – 239 л.с. у экспортных вариантов и 255 л.с. у японской версии с двигателем 3S-GTE.

Раллийная версия автомобиля, производимая по заказу Toyota Team Europe, имела алюминиевый капот для снижения веса, 4-х канальную ABS (с акселерометром), улучшенный турбокомпрессор, водяное охлаждение интеркулера и специальную подвеску Super Strut. Автомобиль участвовал в Группе А и неплохо себя проявил, однако после победы одной из машин с измененным турбонаддувом (прямой впуск), введенные штрафные санкции отстранили команду на год от участия в WRC. Тогда прогремел скандал, инженеры Toyota отрицали свою причастность, но подобные изменения были технически сложными для расчетов и установки без производственных мощностей завода.

Поставляемый вариант для Австралии (ST204) был представлен комплектациями SX и ZR. У версии ZR в стандарте были подушки безопасности, противотуманные фары, легкосплавные диски. Также была ограниченная партия ST205 в количестве 77 штук с уникальным номером на табличке в салоне и логотипом Group A Rallye на багажнике.

В августе 1995 на японском рынке была добавлена модель SS-III. Все переднеприводные модели получили обновленные бампера и задние фонари. SS-III оснащалась подвеской Super Strut. Версия GT-Four также получила новые задний спойлер и диски.

Через год в результате рестайлинга Celica получила новую решетку радиатора с двумя отверстиями вместо одного, новые аэродинамические пороги и задний спойлер.

В 1997 для американского рынка было прекращено производство GT купе. Мотор 3S-GE на SS-II и SS-III получил систему VVT-i – 3S-GE BEAMS 200 л.с.

В 1998 прекращен выпуск ST комплектаций. В 1999 Toyota сократила линейку Celica, вернув после годового перерыва GT лифтбэк и GT кабриолет. GT-Four все еще была доступна в Японии.

В конце 1999 Toyota начала выпуск 7 поколения Celica ZZT 230/231, производство которой продолжалось до 2006 года. Celica стала частью проекта Toyota Project Genesis – маркетинговый ход для привлечения молодой аудитории покупателей на рынке США. Конкуренцию Toyota составляли Acura Integra и Honda Civic, популярные в то время среди потребителей рынка США, новой модели даже снизили стоимость.

Celica тех лет выпускалась в двух версиях: ZZT 230, оснащенная относительно экономичным 1ZZ-FE двигателем объемом 1794 куб.см и мощностью 143 л.с. и ZZT 231 – с более производительным и мощным 2ZZ-GE (1796 куб.см, 192 л.с.), разработанным совместно с Yamaha.

Celica GT-S
Celica GT-S имела двигатель 2ZZ-GE (192 л.с. при 7600 об/мин и 133 Н при 6800 об/мин). Фото: Игорь Константинов

В 2002 году автомобиль претерпел рестайлинг, в результате которого были устранены технические недоработки в двигателе, изменен передний бампер, задние фонари, цвет пластика в салоне.

Для рынка США и Канады были доступны две версии: базовая GT и более мощная GT-S. Обе модели были выполнены в кузове хэтчбэк. А в целях снижения веса люк изготавливался из пластика. В поздних моделях люк стали изготавливать из стекла. Все модели оснащались двумя передними подушками безопасности, дневным авто-светом, опционально включали в себя ABS, задний спойлер, противотуманные фары, ксеноновые низконаправленные фары, обновленную музыкальную систему JBL, 6-дисковый CD-чейнджер, кожаные сиденья, боковые подушки безопасности, коврики, автосигнализацию.

Версия GT оснащалась двигателем 1ZZ-FE мощностью 140 л.с. при 6400 об/мин. с системой сдвига фаз газораспределения VVT-i. На выбор покупателю были доступны два варианта коробки передач: 4-ступенчатая АКПП и 5-ступенчатая МКПП.

Модель GT-S имела двигатель 2ZZ-GE мощностью в 192 л.с. при 7600 об/мин. с технологией изменения фаз газораспределения VVTL-i. Коробка передач опять же была в двух вариантах исполнения: 4-ступенчатая АКПП и 6-ступенчатая МКПП. У моделей, выпускаемых в 2000, 2001, 2003 и 2004 годах, обороты двигателя ограничивались электронно на 8400 об/мин, в то время как на моделях 2002 и 2005 годов выпуска – 7800 об/мин.

Тюнинговое ателье Toyota (TRD) предлагало покупателям улучшенную версию модели, доработке в которой подверглась подвеска, тормозные колодки, выхлопная система, КПП и кузовные детали. Доработанная выхлопная система добавляла 14 л.с. мощности на наивысших оборотах двигателя.

В Европе и США продажи Celica прекратились в 2005 году, в Японии же продолжались до апреля 2006. Так закончилась история легендарного автомобиля, оставившего хорошее впечатление и свой след в истории автомобилестроения и автоспорта.


За помощь в подготовке фотоматериалов Редакция благодарит Павла Смолина, владельца Toyota Celica 1981 г.в., и Евгения Реветина, владельца Toyota Celica GT-Four ST205 1995 г.в.

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI