Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Марат Афлятунов
Марат Афлятунов

Всю зиму нас радовала эта гоночная серия, но весна уже не за горами и поэтому пора подводить начатое к своему завершению, а именно - к финальной части Чемпионата. Далее...


Клубное ралли – дверь открыта!

Хотите попробовать? Тогда наш материал для вас – мы попытаемся пролить свет на большую часть нюансов клубного ралли и условий участия в нем.

Для начала окунемся в историю возникновения ралли (английское «rally», французское «rallier» - означает слёт, объединение). 22 июля 1894 года состоялись первые официальные соревнования по ралли, автомобильный пробег Париж – Руан – Париж. Именно эту дату можно считать Днем Рождения данной дисциплины. В России же первое подобное мероприятие состоялось в 1909 году, когда в середине августа Санкт-петербургским автомобильным клубом был организован автомобильный пробег Петербург – Рига – Петербург при поддержке Российского автомобильного общества и Балтийского клуба автомобилистов.

Там же, в Санкт-Петербурге, спустя почти полвека, в 1955 году состоялись первые в СССР ралли, а через 3 года первый чемпионат СССР.

Но время летит стремительно, меняются нравы и технологии, а главное меняется само отношение к автоспорту. Так в начале 90-х годов начались попытки заинтересовать руководителей организаций в развитии автоспорта внутри рабочего коллектива. В 1992 году было принято решение организовать подобную гонку, под названием «КомМарк ралли», а спустя 2 года состоялось ралли с названием, давшем имя клубному ралли – «Профи-Клуб».

Считалось, что будет интересно объединить в одной гонке как профессионалов, так и любителей, которые и назывались «клубом». Свою популярность гонка набрала очень скоро, хоть и являлась соревнованием «покатушечного» уровня. А какие призы – призовой фонд был велик, а наградой становились автомобили!

Клубное ралли – дверь открыта!
Ралли всегда отличалось зрелищностью.

Затем все тормознул грянувший в стране кризис 1998 года. Но по просьбам спортсменов, в 2002 году решено было восстановить наработанное, как раз в тот период и встретились Михаил Орехов, организатор соревнований из Санкт Петербурга, и Алексей Ершов, идеолог движения ралли 3 категории. Поделившись опытом и объединив усилия, представители двух смежных направлений создали Национальную Гоночную Серию «Кубок Клубного Ралли» (далее – НГС ККР).

НГС ККР – начальный плацдарм, который находится между ралли 3 категории, далеким от классического ралли, и высшим эшелоном. Эта гонка позволяет полноценно ощутить все нюансы и особенности классического ралли. «Кубок Клубного Ралли» – своеобразный пропуск в «высшую лигу» для новичков.

Хотите попробовать? Тогда наш материал для вас – мы попытаемся пролить свет на большую часть нюансов клубного ралли и условий участия в нем.

Клубное ралли – дверь открыта!
Участники за сезон успевают проехать лед и снег, пыль, грунт и асфальт.

Нормативные документы, проверки и допуск к участию в ралли

Для участия в Чемпионате УрФО по клубному ралли и НГС ККР необходимо представить лицензию («национальная лицензия») участника и лицензию водителя. Лицензии участника бывают двух видов: на физическое лицо – 100 рублей и на юридическое лицо – 3000 рублей. Если выступаешь один, то просто покупаешь на себя лицензию за 100 рублей. Лицензия на юридическое лицо используется для регистрации команды.

Касательно лицензии водителя, для уровня НГС ККР и Чемпионата УрФО достаточно категории Е (200 рублей), либо Е-юниор (100 рублей). Категории выше, например D, также могут использоваться – стоят они дороже (2500 рублей и D-юниор 1700), но включают в себя страховку, поэтому на административной проверке не нужно показывать полис страхования. Лицензии выдаются сроком на 1 год.

Таким образом, минимальные расходы на лицензии для участия в НГС ККР или Чемпионате УрФО составят 300 рублей.

Кроме того, вам понадобится полис страхования жизни от несчастных случаев, его необходимо оформить обоим членам экипажа в любой страховой компании, либо непосредственно на административной проверке, где часто присутствует страховой агент. Важно, чтобы он распространялся на участие в соревнованиях по автомобильному спорту.

Помимо этого экипажу необходимо получить в физдиспансере либо у терапевта в поликлинике справки о допуске к участию в соревнованиях по автомобильному спорту. Например, в Челябинске эту справку можно оформить в Челябинском Областном Врачебно-физкультурном диспансере (корпус 2 на территории областной больницы).

Перед гонкой всегда проводится административная проверка, место и время которой обозначено в регламенте. Это своего рода собрание всех участников накануне гонки, где уплачивается стартовый взнос и проверяется перечень документов, необходимых для допуска к участию.

На ней необходимо предоставить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС или ПТС, полис ОСАГО, полис страхования жизни от несчастного случая (в т.ч. на соревнованиях по автомобильному спорту), медицинскую справку о допуске к участию в соревнованиях по автомобильному спорту и фотографии 3х4 обоих членов экипажа. После проверки документов и оплаты стартового взноса экипаж получает комплект наклеек, дорожную книгу, контрольную карту ознакомления и т.д.

Далее автомобиль должен быть представлен на ТИ (техническую инспекцию) – чистый, полностью готовый к старту.

Клубное ралли – дверь открыта!
Погодные условия на ралли влияют на результат, экипаж и команда механиков всегда учитывают прогноз погоды.

Особенности технической инспекции (ТИ)

На ТИ делаются отметки в спортивном паспорте, если таковой имеется – в нем указываются замечания при наличии. Если обнаружено что-то незначительное – то на следующей гонке технический комиссар проверяет, все ли исправлено, и делает соответствующую отметку в паспорте авто. Если поломка осталась – то нужно устранить ее на месте, либо автомобиль не будет допущен к старту.

Иногда экипаж допускают к старту, но под письменное объяснение экипажа («Просим допустить под нашу ответственность…»), либо с разрешения других участников ралли («Не против, если автомобиль выступит вне зачета…»), но это редкость.

А самое главное отличие техинспекций ралли от техинспекций автоспринтов и некоторых других соревнований в том, что обязательно проверяется соответствие подготовленного автомобиля классу, под который он строился. Проще говоря, собираете вы машину для 1600Н, значит, машина либо едет там, если все в порядке, либо не едет вообще. В другой класс ее уже не запишут перед гонкой.

Клубное ралли – дверь открыта!
Самые скоростные участки раллисты называют «ходовыми», но и на них, как правило, есть места, где приходится порулить.

За несоответствие каркаса, просроченную омологацию, отсутствие стропорезов, трещину на шлеме и другие серьезные моменты, касающиеся безопасности – экипаж НЕ допускают.

Классификация автомобилей

Теперь рассмотрим классификацию автомобилей, участвующих в НГС ККР. Сегодня в клубном ралли выделяют классы: «Стандарт», 1600Н, 2000Н, 4000Н и «Абсолют». Однако до 2009 года применялась другая система классов.

Классы автомобилей в клубном ралли:

До 2009 года Современная классификация
Стандарт
1600Н
Клуб 2000Н
Клуб-Профи 4000Н
Клуб-Спорт Абсолют

Настоящие классы 4000Н и 2000Н имеют больше различий, чем «Клуб» и «Клуб-Профи», которые отличались только требованиями к резине.

Класс 1600Н – относительно новый. Его ввели 2 года назад, как один из самых доступных

каркасных классов для отечественных автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1600 куб.см. В этом классе есть небольшие поблажки – допускается применение экипировки с просроченной омологацией. Подробнее требования можно посмотреть в Приложении 3 «Технического Регламента НГС ККР».

Основные технические требования по подготовке автомобиля к ралли прописаны в девятом приложении КиТТ. Если кратко изложить смысл приложения – все требования вводятся для создания максимально возможной безопасности экипажа и равных условий для всех участников.

Если хотите профессионально заниматься автоспортом и, в частности, ралли, советуем начать со «Стандарта» – это возможность погрузится в атмосферу ралли, посмотреть изнутри и понять, нужно ли это вам. Для участия в классе «Стандарт» предъявляются минимальные требования к автомобилю – он должен быть абсолютно исправен, с действующим талоном государственного технического осмотра, иметь надежно закрепленный огнетушитель, 2 знака аварийной остановки, буксировочный трос и аптечку. Из экипировки обязательно применение сертифицированных шлемов, разрешена только дорожная резина, а спецучастки отсутствуют как таковые, применяются ДС (дополнительные соревнования) типа РГ (режимная гонка) с заданной нормой времени. Иногда эта норма заведомо невыполнима – тогда и «Стандарт» давит на газ, как может. Для остальных классов каждый спецучасток – это гонка на время. В целом же класс «Стандарт» проходит тот же маршрут, что и старшие классы.

Что касается остальных классов, то в большинстве своем класс определяется бюджетом и уровнем подготовки машины. Железо и шины стоят денег. Тут уже «гонка вооружений» – в 4000Н допускаются секвентальные КПП, например, и т.п. Полноприводники из «Абсолюта» – это банально вдвое больший бюджет (больше колес, сотый бензин и т.д.)

Клубное ралли – дверь открыта!
Всегда велика вероятность аварии, поэтому безопасность, хладнокровие и расчетливость очень важны.

Заключительное напутствие

Нередко ралли проходит в два дня, а участники стараются приехать и того раньше. Поэтому квартирный вопрос имеет место быть. К счастью, организаторы заранее заботятся об участниках, выкладывая схемы проезда, телефоны и адреса гостиниц и съемных квартир.

Нельзя забывать, что согласно нормативным документам в среднем за месяц до гонки членам экипажей запрещается появляться на СУ, которые войдут в маршрут ралли.

Клубное ралли – дверь открыта!
Салон ВАЗ 2108, оборудованный каркасом безопасности – дорогое удовольствие, но безопасность - превыше всего!

Многие экипажи обычно приезжают вечером, накануне ознакомления, чтобы пройти административные проверки и утром сразу поехать на ознакомление. Механики могут приехать позже, в день технических проверок.

Безусловно, ралли – интересная и сложная дисциплина автоспорта. На 80% результат на ралли складывается из стенограммы и работы экипажа, поэтому кроме тренировок пилота очень важно проводить тренировки по стенограмме и т.д.

Под стенограммой в ралли понимается подробный план прохождения СУ, который пишет штурман на ознакомлении, указывая все особенности дороги: повороты, кочки, ямы и прочее. Первый пилот, проезжая маршрут, диктует штурману условные обозначения, по которым будет ориентироваться в день гонки.

Вообще, изначально нужно понимать, что автоспорт, как и любая другая спортивная дисциплина, требует профессионального подхода – регулярных тренировок, разбора и анализа прошедших гонок, работы над ошибками и постоянного развития/прогресса. Если относиться к этому, как к развлечению, то достаточно приезжать на гонку, платить деньги, садиться в машину и ехать в свое удовольствие. Определенное количество экипажей и «бизнес-пилотов» так и поступают. Поэтому, прежде всего, нужно решить, как и на каком уровне хочет выступать экипаж. Относительно этого формируется бюджет и планируется сезон, потому что придется тратить не только деньги, но и время.

Рекомендуем:

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI