Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Максим Ахтямов
Максим Ахтямов

Автомобильный музей начинается с парковки, как ни странно, именно здесь можно встретить редчайшие экземпляры. В бетонных стенах я случайно увидел экзотический Porsche Speedster, с небольшим заваленным лобовым стеклом и покатой крышей, и ведь в официальном музее такого днем с огнем не сыщешь. Далее...


Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии


Идея построить настоящий спорткар родилась у руководства Toyota после того, как на первом японском «Гран-При» три автомобиля марки победили каждый в своем классе. Это было сюрпризом даже для самой компании.

Продажи значительно пошли вверх, и руководством было принято решение построить не спортивную версию массовой модели, а настоящий спортивный автомобиль. Так началась история Toyota 2000GT.

В те годы почти одновременно с Toyota начали разрабатывать спортивные автомобили Mazda и Nissan, впоследствии все три выпущенных спорткара стали культовыми: самое продаваемое купе Nissan (Datsun) 240Z, первый серийный автомобиль с роторным двигателем Mazda Cosmo Sports и самая дорогая и легендарная Toyota 2000GT.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Автором дизайна Toyota 2000GT был Сатору Нозаки (Satoru Nozaki). На первых набросках не было открывающихся фар. А споры по поводу задней части еще не были решены.

Проектирование такого серьезного автомобиля поручили маленькой группе талантливых инженеров, во главе с Дзиро Кавано (Jiro Kawano). Такая группа могла очень быстро и гибко адаптироваться к разным задачам.

Опыта в постройке машины такого класса у компании не было, поэтому Toyota обратилась к Yamaha. Японская компания, которая известна прежде всего своими мотоциклами, является (как и Porsche в Германии) инжиниринговой компанией.

Обращение Toyota пришлось как нельзя кстати, глава Yamaha Каваками поссорился с президентом Nissan Кавамата, и полностью готовый проект Nissan 2000GT был закрыт несмотря на то, что ходовой автомобиль был уже построен.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Технические характеристики Toyota 2000GT (MF10). Двигатель: объем 1998 см3, мощность 150 л.с./6600 об/мин, крутящий момент 177 Нм/5000 об/ мин. Снаряженная масса: 1120 кг. Разгон 0-100 км/ч: 10,1 сек. Макс. скорость: 215 км/ч. ¼ мили: 15,9 сек.

Многие считают, что именно прототип Nissan A550X и стал прообразом Toyota 2000GT. Это не совсем так. Начнем с того, что Nissan A550X по конструкции был совершенно другим: с несущим кузовом и мотором собственного производства Yamaha. Стоит упомянуть, что наброски дизайна Toyota 2000GT к этому времени уже были сделаны дизайнером Сатору Нозаки.

Безусловно, опыт проектирования спортивного автомобиля с нуля пригодился компании Yamaha для нового амбициозного проекта.

Уже в январе 1965 года команда Кавано перебралась в «Ямаху» для дальнейшего продолжения проекта. Для создания автомобиля с чистого листа нужно было подобрать референтные автомобили. Ими стали лучшие английские спорткары Jaguar E-type и Lotus Elan. Дзиро Кавано нравилось, как выглядит E-type, однако на высокой скорости из-за каплевидной формы заднюю ось приподнимало, и машина становилась коварной в управлении.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Toyota 2000GT установила 13 мировых рекордов прохождения дистанции и средней скорости. Правда, спустя всего несколько лет специально выпущенный для установления рекордов Porsche 911R побил большинство достижений Toyota 2000 GT.

Тогда еще не было аэродинамических труб, но при проектировании 2000GT купе сделали с максимально низкой крышей и невысоким лобовым сопротивлением.

А в качестве эталона управляемости был выбран Lotus Elan. Поэтому, так же как и на «Лотусе», за основу прототипа взяли X-образную хребтовую раму. Легкая в производстве рама, опыт постройки которой уже имелся в Toyota, была принята руководством почти сразу же, ведь строить пространственную раму или цельнонесущий кузов было куда сложнее и дороже.

По кругу установили по сути гоночную двухрычажную подвеску, и впервые на японском автомобиле были дисковые тормоза по кругу. Также впервые на японский автомобиль был установлен задний самоблокирующийся дифференциал.

На технические новинки команда Кавано вместе с представителями «Ямаха» явно не скупились. Именно это в последствии и отразилось на конечной стоимости Toyota 2000GT.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Toyota 2000GT была настоящим гран-туризмо: палисандровое дерево, натуральная кожа, магнитола, часы с функцией хронометража.

Несмотря на дешевизну и простоту производства X-образных хребтовых рам, у нее были и недостатки – высокий центральный тоннель, а также мало места для размещения коробки передач. Поэтому для 2000GT была выбрана коробка передач от небольшого грузовика Toyota: в первую очередь из-за небольших размеров картера коробки. Но 4-ступенчатая коробка не подходила для осуществления динамических характеристик, озвученных при старте проекта, поэтому к ней была пристыкована 5 передача.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Одновременно с дорожной версией готовили и гоночную с полностью алюминиевым кузовом (проект 311S): она была легче на 230 кг, а также оснащалась полностью гоночным мотором в 197 л.с. (а потом и 217 л.с.). Однако в связи с регламентом (который обязывал выпустить 500 автомобилей), эта версия переместилась в класс полноценных прототипов, наряду с такими монстрами, как Porsche 906 и Prince R380, но даже в этом классе машина сумела финишировать третьей на «Гран-При» Японии.

В качестве основы двигателя был выбран шестицилиндровый агрегат 3М от Toyota Crown, который после доработок Yamaha (замена головки блока и установки двойного распределительного вала) по расчетам должен был выдавать 160-170 л.с. (правда, в реальности получилось всего 150 л.с.).

В итоге через три месяца после начала работ первый прототип был представлен на Автошоу в Токио в 1965 году.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Главной причиной быстрой гибели Toyota 2000GT стала непомерно высокая цена, а ведь существовал прототип, который мог снизить ее – это была версия 390A. Дорогие открывающиеся фары были заменены на стационарные, а отделка деревом, металлом и кожей была заменена на пластиковую. Но все же проект не был утвержден руководством по причине того, что незначительное уменьшение цены никак не повлияло бы на спрос, а имидж модели был бы испорчен.

Однако не все шло так гладко. После первого же выезда на испытательную трассу под управлением талантливого японского гонщика Шихоми Хосоя (Shihomi Hosoya) оказалось, что кузов недостаточно прочен: на нем появились вмятины, разрывы и деформации.

На прототипах второго поколения 280 А/II кузов был окончательно усилен, а всего было выпущено 5 экземпляров. После соответствующих испытаний прототипы уже шли каждый своей дорогой: один экземпляр отошел Кэрроллу Шелби для изучения и настройки гоночного варианта, два экземпляра скальпировали, и в результате получилось два кабриолета для фильма про Джеймса Бонда.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
В качестве продвижения машины использовались самые разные методы, в том числе и «продукт плейсмент» (product placement). Для этой роли уготовили очередную серию «Бондианы». По указанию режиссера машина должна была быть открытой – ведь так можно эффектно снять перестрелки, и хорошо видны действия актеров.

Для продвижения в США японцы выбрали гоночную стезю. Чтобы быть уверенными в 100% успехе, они позвали самого знаменитого гонщика США Кэрролла Шелби для полноценной подготовки автомобиля к кузовным гонкам SCCA.

Сотрудничество было довольно простым: Toyota отправляет в Калифорнию 3 автомобиля для гонок, компания Шелби адаптирует машины под регламент SCCA, а опытные гонщики команды Шелби помогают настраивать автомобиль.

Первые тесты показали, что автомобиль имеет слабые тормоза, а также большие крены кузова на поворотах. Но команда Кэрролла на то была и легендарна, что могла настроить хоть что, даже «автомобиль для секретарш», как тогда называли Ford Mustang. В итоге после замены многих компонентов машины «поехали». Для дебютного сезона результат можно назвать выдающимся: четыре первых места, восемь вторых и шесть третьих.

Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии
Если стандартные машины оснащались шинами Dunlop, то Toyota 2000GT SCCA была обута в шины Goodyear (Кэрол Шелби был дистрибьютором этой компании и не отказался от дополнительной порции прибыли).

Однако всех этих усилий не хватило, чтобы покупатели воспринимали Toyota 2000GT, как соперника Porsche 911. Стоимость 2000GT была $6800, а Porsche 911T продавалась за $5995. Надежды на огромный американский рынок рухнули: всего был выпущен 351 серийный экземпляр, и только 53 автомобиля были проданы в США.

Зато теперь в наши дни Toyota 2000GT носит звание самого дорогого автомобиля марки Toyota. Некоторые экземпляры оценивают в 200 000 долларов. Теперь у концерна Toyota для постройки суперкаров есть премиум бренд – Lexus, там инженеры «Тойоты» воплощают в жизнь самые передовые на сегодняшний момент разработки. А люди готовы платить за премиум суперкар, например, за Lexus LFA.

Благодарим смотрителя музея Toyota в США Сьюзан Санборн (Susan Sanborn) за помощь в предоставлении необходимых материалов.

Поделиться
Toyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из ЯпонииToyota 2000GT: рассказ о первом спорткаре из Японии

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI