Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Александр Булыгин
Александр Булыгин

Какое купить моторное масло?

Весна – время любви, и все мы в известной мере любим своих железных коней. А это значит, что сейчас самое время провести комплекс профилактических мероприятий для подготовки автомобиля к летнему сезону. Что в свою очередь многих из нас может навести на мысль о плановой замене масла. Как выбрать и купить «правильное» масло?

Когда менять масло?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Естественно, чем чаще, тем лучше, однако я полагаю, большинство читателей согласится, что моторные масла сейчас недешевы, и слишком частая замена, когда масло еще сохраняет свои свойства, нерациональна.

В данном вопросе лучше опираться на рекомендации завода-производителя автомобиля, в разумных пределах уменьшив интервал между заменами, дабы компенсировать воздействие внешних факторов, снижающих срок эксплуатации моторного масла.

Основными внешними факторами, влияющими на «срок годности» масла являются – сезон и климат, режим и место эксплуатации, а также качество топлива и расходных материалов. Некоторые производители автомобилей и моторных масел дают прямые рекомендации, как часто менять моторное масло, в зависимости от условий эксплуатации. В частности, встречается такое определение, как «тяжелые условия эксплуатации автомобиля», при которых замена моторного масла должна производиться гораздо чаще.

Вышеупомянутые «тяжелые условия» есть не что иное как:

  1. Нерегулярное использование автомобиля или значительные перерывы в эксплуатации. Двигатель, который заводится раз в неделю или, к примеру, вообще не заводится зимой, требует к себе особого внимания.
  2. Пробки и режим старт-стоп. Максимальная нагрузка на двигатель достигается при трогании с места. В эти моменты масло сильнее греется и наиболее интенсивно теряет свои смазочные свойства.
  3. Езда по холмистой местности, буксировка прицепа, регулярная езда на загруженном автомобиле.
  4. Эксплуатация автомобиля в условиях запыленного или загрязненного воздуха. К слову, в сервисных книжках к иномаркам часто пишут, что воздушный фильтр меняется раз в 60 тысяч км. Внимание – это не для наших районов!
  5. Низкое качество топлива. Все, что не сгорает в цилиндрах, оседает в моторном масле и существенно снижает его эффективность. А рекомендации по интервалам замены моторного масла и расходных материалов европейских автомобилей написаны исходя из европейского качества топлива.
  6. Пробки и холостая работа двигателя. Во время простоя с заведенным мотором существенно падает эффективность системы охлаждения, масло греется.

Какое купить моторное масло?

Таким образом, идеальными условиями эксплуатации автомобиля являются регулярные дальние поездки, в пустом автомобиле, с умеренными скоростями, по чистым европейским дорогам и на европейском топливе. Если условия отличаются от этого – необходимо скорректировать рекомендации производителя автомобиля относительно того, как часто нужно менять моторное масло.

Виды и классы моторных масел

Прежде всего, моторные масла классифицируют на минеральные, синтетические и так называемую «полусинтетику» и гидрокрекинговые масла.

Минеральные масла (можно встретить название нефтяные) производятся из нефти путем рафинирования и дистилляции. Они содержат много присадок и довольно быстро теряют свои свойства. Есть три вида минеральных масел – парафиновые, нафтеновые и ароматические. Они различаются строением входящих в их состав углеводородов (парафины, нафтены, ароматические соединения). Наиболее пригодны для производства смазочных масел парафиновые базовые масла, у них лучше характеристики по вязкости и температуре. Сера, которая также содержится в исходном сырье, отвечает за окислительные свойства масла. Если содержание серы составляет до 1%, то интенсивность износа деталей двигателя будет меньше. Если серы больше, то ее нужно удалять из исходного сырья, что приводит к удорожанию конечного продукта.

Это самый дешевый вариант, но требует частой замены. На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.

Синтетическое масло производится путем синтеза определенных химических соединений для придания продукту желаемых свойств. «Синтетика» обладает рядом значительных преимуществ перед «минералкой»:

1) Большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива.
2) Низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах.
3) Высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву.
4) Химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку масло в процессе работы двигателя не окисляется.
5) Большой срок службы.

Все эти несомненные достоинства приводят к тому, что синтетические масла в разы дороже минеральных. Применение «синтетики» оправдывает себя там, где условия эксплуатации далеки от идеальных: перепады температур, большие нагрузки на двигатель.

Компромисс между этими двумя видами моторных масел – это полусинтетические (иначе говоря, частично синтетические) и гидрокрекинговые масла. Частично синтетическое получают смешиванием качественных минеральных (нефтяных) и синтетических базовых составляющих. В результате будет масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.

Еще один вариант улучшения характеристик минерального масла – это гидрокрекинг, при котором происходит «выпрямление» углеводородов, путем перегруппировки атомов, что приводит к получению изомеров. Недостаток метода заключается в том, что изомеризация идет и в обратном направлении, поэтому гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но и быстро стареет, теряет свои свойства. Недобросовестность производителя может привести к тому, что Вы приобретете такое масло, считая его синтетическим, хотя, по сути, оно является минеральным, с улучшенной структурой молекул и комплексом присадок. Запутаться очень легко, особенно учитывая, что например масло с вроде бы единым названием может быть и синтетическим, и на минеральной основе (т.е. получено путем гидрокрекинга). Мы советуем просто быть внимательнее при покупке и тщательно изучить этикетку.

На этом описание разнообразия моторных масел не заканчиваются. Одна из важнейших характеристик моторного масла – его вязкость. Согласно всемирно принятой классификации моторных масел SAE J300, моторные масла делятся на:

  • 6 зимних классов: OW, 5W, 10W. 15W, 20W и 25W, гарантирующих возможность холодного пуска и достаточную прокачиваемость при температурах от –30 °С до +5 °С соответственно.
  • 5 летних классов: 20,30, 40, 50 и 60.

Для водителей, эксплуатирующих автомобиль круглый год, использовать сезонные сорта масел невыгодно из-за частой замены. Поэтому повсеместно применяются всесезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE сначала следует зимний показатель, а затем летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, а иногда ничего, например, SAE 15W-40, SAE 5W/50, SAE 10W30.

Какое купить моторное масло?
Применяемость моторных масел по вязкости.

Оценка качества моторного масла

Международным языком здесь стала квалификационная система, разработанная Американским институтом нефти API. Однако на данный момент классификация масел по API устарела и Европейская ассоциация автомобильных производителей (АСЕА) ввела в 1996 году новую классификацию моторных масел, которую дополнила в 1999 году. Последняя классификация моторных масел АСЕА-98 состоит из уровней качества:

  • А1, А2 и A3: для бензиновых двигателей,
  • В1, В2, ВЗ и В4: для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов,
  • Е1, Е2, ЕЗ и Е4: для дизельных грузовых автомобилей.

Выбор и покупка моторного масла

Разобравшись, что значат все надписи на канистре, самое время перейти непосредственно к выбору моторного масла. В любом случае, прежде всего, следует ориентироваться на допуски завода-изготовителя вашего автомобиля.

Итак, вы уже имеете список разных моторных масел, которые подходят вашему двигателю. Нужно учитывать, что по одному допуску автопроизводитель может сертифицировать сразу несколько масел одного и того же производителя. Как правило, главное отличие этих марок – вид (синтетика, полусинтетика, минералка), класс и параметры вязкости. При выборе вязкости масла (из допущенных) нужно руководствоваться следующим правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла (еще раз повторюсь: в пределах допущенного автопроизводителем диапазона).

Что касается подбора моторного масла под пробег двигателя – специалисты рекомендуют:

  • при пробеге автомобиля до 50 000 км необходимо применять моторные масла SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно,
  • при пробеге автомобиля больше 100 000 км летом рекомендуются масла классов SAE 10W-40 и 15W-40. Зимой – SAE 5W-30 и 10W-30, всесезонно – SAE 5W-40,
  • при пробеге автомобиля более 300 000 км летом заливают моторные масла классов SAE 15W-40 и 20W-50, зимой – SAE 5W-40 и 10W-40, всесезонно – SAE 5W-50.

На данном этапе, по сути, осталось только выбрать какую-то конкретную марку. А это по большей части вопрос личных предпочтений. Единственное, что я могу тут посоветовать – имейте в виду, что активнее всего подделывают то, что продается массово, поэтому вероятность купить настоящее автомасло популярной марки на территории СНГ довольно низка. А если вы купите подделку – все, что написано на этом сайте уже не будет иметь никакого смысла, ибо химический состав поддельного масла анализу и систематизации не поддается. Однако помимо N-ого количества популярных и регулярно подделываемых марок, есть также ряд менее известных фирм, которые производят моторные масла по лицензиям. Они дешевле, но по качеству мало уступают оригиналам.

Какое купить моторное масло?

При покупке руководствуйтесь следующими правилами: покупайте масла в солидных магазинах: на рынках имейте дело с торговцами, имеющими стационарные торговые точки; не гипнотизируйтесь внешним видом упаковки, в сомнительных случаях лучше отказаться от покупки. Не стесняйтесь спросить о документах, подтверждающих качество масла. Обычно это сертификат соответствия или качества. Если это ксерокопия сертификата, то она должна иметь утверждающую надпись с оригиналом оттиска печати органа сертификации, ответственного за удостоверение качества (а не фирмы-продавца). На сертификате должен быть указан номер партии масла, в точности соответствующий номеру партии на упаковке.

Хранение моторного масла

Моторное масло должно храниться в герметичной таре, предохраняющей его от взаимодействия с воздухом и, самое главное, от попадания влаги. Вода, которая попала в масло даже в незначительном количестве (несколько граммов на килограмм масла), приводит к деструкции и выпадению присадок в виде осадка. Масло необратимо теряет качество, восстановить его нельзя.

Практически для хранения масла подходят обычные канистры с исправной прокладкой под крышкой и пластмассовые банки с плотно завинчивающимися пробками. Посуду с маслом желательно держать в прохладном месте.

При соблюдении этих правил масло может храниться до 5 лет и не потеряет качества. Масло, которое долго хранилось, перед употреблением следует тщательно перемешать.

Можно ли мешать?

На самом деле, на этот вопрос существует множество мнений. Наиболее распространенная позиция:

  • Применение масел различных типов крайне нежелательно (при полной замене), а смешивать масла различных типов нельзя.
  • Моторные масла одного типа, но различных марок смешивать не рекомендуется. Масла одного типа и марки, но различной вязкости смешивать можно.
  • При переводе двигателя на моторное масло другого типа следует выполнить операцию промывки двигателя специальными моющими маслами. Промывку смазочной системы следует выполнять, если на деталях двигателя (например, на крышке головки блока, маслоотражателях, корпусах подшипников) образуются вязкие смолистые труднорастворимые отложения. Промывка может быть выполнена и обычным моторным маслом, которое в этом случае заменяется через 300-500 км пробега.
Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI