Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Юлия Попова
Юлия Попова

Несмотря на тотальное доминирование инжекторных двигателей, карбюраторы не оставят нас еще несколько десятилетий точно. Более того, у них есть свои поклонники. А потому именно к ним мы обратим сегодня свое внимание – устройство, вариации и, конечно, тюнинг. Далее...


Интеркулер: выбор, установка, обслуживание

Интеркулер: выбор, установка, обслуживание


Промежуточный охладитель (интеркулер) медленно, но уверенно признается неотъемлемой составной частью системы турбонаддува. Интеркулер – это «радиатор» или, правильнее говорить, теплообменник, расположенный между турбонагнетателем и впускным коллектором.

Сегодня все большую популярность среди автоспортсменов приобретают автомобили, укомплектованные нештатной системой турбонаддува. Приобрести и установить турбину не составляет большого труда, чего не скажешь о правильной настройке всех элементов – эту часть лучше доверить проверенному специалисту.

Сама турбина – лишь часть системы, и ее установка влечет за собой приобретение еще ряда элементов. Так, абсолютным большинством неотъемлемой составной частью системы турбонаддува признается интеркулер – промежуточный охладитель. Именно о нем и пойдет речь. А чтобы предоставить нашим пользователям подробную, достоверную и полезную информацию, мы приведем экспертное мнение. На наши вопросы по установке и эксплуатации интеркулера ответил Иван Щетинкин, автомеханик, специалист по сборке и настройке турбированных моторов на ВАЗ: «Основная задача интеркулера состоит в том, чтобы забрать ненужную теплоту из нагнетаемого воздуха, которую туда добавил турбонагнетатель в процессе сжатия. Очевидно, что качество промежуточного охладителя должно оцениваться его способностью по переносу этой теплоты».

Отвод теплоты от нагнетаемого воздуха имеет два огромных достоинства, рассказывает наш эксперт. Во-первых, понижение температуры обратно пропорционально увеличивает плотность воздуха. А более плотный воздушный заряд производит больше энергии. «Вторым, наиболее важным с моей точки зрения, эффектом, – делится Иван, – является потрясающий выигрыш в процессе сгорания, вызванный снижением вероятности возникновения детонации вследствие пониженных температур воздушного заряда».

Эти два достоинства являются причиной того, что правильно выбранный интеркулер может заметно увеличить мощность и/или запас прочности двигателя с турбонагнетателем.

Выбор интеркулера: размер имеет значение

Принципиально по типу устройства следует различать интеркулеры системы воздух/воздух и жидкостные промежуточные охладители. Сложная система жидкостного охлаждения имеет одно потрясающее преимущество – это гораздо больший коэффициент теплопередачи между жидкостью и металлом в отличие от передачи между воздухом и металлом. Но есть и у этой системы и один серьезный минус – она очень инертна Нагревшийся в «пробках» интеркулер будет еще очень долго не охлаждать, а нагревать подаваемый воздух.

Двумя факторами, которые составляют работу интеркулера, являются характеристики внутреннего протока и охлаждающие ребра. В идеале ребра должны иметь как можно большую площадь поверхности, а внутренняя часть – малое количество сужающихся изгибов и отсутствие сварных швов, которые вызывают турбулентность.

Одним из важнейших моментов при выборе интеркулера является его размер. Как правило, выбор сводится к подбору такого радиатора, который уместится под бампером, и к которому будет удобно подвести воздушные магистрали. Основным критерием будет расход воздуха. Нужно понимать, что сильно большой интеркулер будет добавлять так называемый «турбо лаг» (время, проходящее после того, как водитель нажимает «тапку в пол», и до момента, когда турбина начинает качать максимальное давление). Слишком маленький же интеркулер может просто не успевать охлаждать воздух.

Сегодня автомобилистам доступен очень большой выбор тюнинговых интеркулеров разных конфигураций и размеров.При должном желании можно подобрать идеальный по размеру интеркулер для любого автомобиля.

Существует небольшая дополнительная опция, установленная на некоторых интеркулерах спортивных автомобилей – распылитель, который опрыскивает интеркулер водой. Таким образом, еще больше уменьшается температура впускного воздуха, поскольку вода испаряется, используя тепло от воздуха, протекающего сквозь интеркулер.

«Будьте очень внимательны при покупке б/у интеркулера! – предостерегает Иван Щетинкин. – Нужно понимать, что он может быть закоксован маслом и, скорее всего, не будет эффективно работать. Также следует обратить внимание на отсутствие трещин на патрубках отвода и подвода сжатого воздуха, на трубках ядра.

Кроме того, надо знать, что при выходе из строя турбокомпрессоров нередко лопасти турбины попадают в интеркулер и остаются там!»

На сегодняшний день существует очень много серийных автомобилей, оборудованных системами турбонаддува. «Они, как правило, и становятся донорами для наших проектов, – делится с нами эксперт. – А еще сейчас в продаже появилось «море» тюнинговых кулеров производства КНР. И мое личное мнение, что по соотношению цена-качество – это отличный вариант!»

Установка интеркулера: вариации и ограничения

Широко известны три основных способа установки интеркулера. Наиболее распространенный вариант – фронтальное расположение: интеркулер устанавливается перед радиатором, а в бампере проделывается специальный воздуховод, чтобы улучшить охлаждение. Можно расположить его горизонтально, как это сделано, например, на Subaru Impreza – интеркулер устанавливается в горизонтальном положении над двигателем, а воздуховод для охлаждения проделывается в капоте. Наиболее прогрессивной конструкцией считается V-образное расположение – интеркулер устанавливается горизонтально над радиатором (напоминает букву V), таким образом, уменьшается впускной тракт, а соответственно и турбояма. Обязательно для такого расположения наличие воздушной отдушины в капоте, для создания «сквозняка», чтобы при движении воздух постоянно циркулировал между радиатором и интеркулером. Для повседневной езды такая конструкция неудобна, она была разработана специально для автоспорта.

Интеркулер: выбор, установка, обслуживание
Самый распространенный вариант – фронтальное расположение интеркулера.

Зачастую поиск места для размещения промежуточного охладителя сводится к поиску доступного пространства для этого достаточно большого агрегата. Некоторые отклонения и вариации в расположении интеркулера возможны, однако есть несколько важных правил, которые наш эксперт настоятельно рекомендует соблюдать:

  • Недопустимо размещение промежуточного охладителя воздух/воздух в моторном отсеке.
  • Размещение его за радиатором системы охлаждения также не годится. Помните, что воздух, прошедший через радиатор системы охлаждения имеет температуру 50 градусов или более, что выше, чем температура окружающей среды. Этот воздух не способен что-либо охладить.

У большинства машин интеркулеры установлены перед радиатором. Поэтому они склонны к предоставлению лучшего охлаждения воздуха по сравнению с интеркулерами над двигателем. Следует принять во внимание тот факт, что до радиатора будет доходить меньше воздуха. Поэтому, в крайнем случае, может понадобиться усовершенствовать радиатор так, чтобы он хорошо охлаждал мотор при высоких температурах.

При вертикальном расположении интеркулера традиционна установка вниз входом/выходом, несмотря на то, что при ограниченном пространстве это не всегда удобно. «Мы ни разу не устанавливали интеркулеры патрубками вверх, – поясняет Иван. – При сжатии воздух нагревается, от интеркулера охлаждается, следовательно, образуется конденсат. Кроме того, во впуск летит и небольшое количество масла. При расположении «вверх тормашками» все это будет скапливаться в интеркулере». И тем не менее, существуют разные ответы на этот вопрос.

Интеркулер: выбор, установка, обслуживание
Это скорее исключение чем правило, но иногда впуск/выпуск интеркулера расположены сверху.

Эксплуатация и обслуживание интеркулера

Вообще-то интеркулер – не обслуживаемый агрегат, и при его засорении и загрязнении нужно менять охладитель на новый.

Однако вещь недешевая, и для многих вариант замены отпадает. На этот случай автомеханик Иван Щетинкин дает свой рецепт: «Заливаем в интеркулер бензин и тщательно полощем, после чего основательно продуваем охладитель сжатым воздухом. Вуаля! – Интеркулер, как новый!» Хотя рекомендуемым решением при серьезном засорении все же является его замена.

Интеркулер: выбор, установка, обслуживание
Турбо-ВАЗом сегодня уже не удивишь, но для получения хорошего, а не «колхозного» результата к выбору деталей и настройке нужно подходить ответственно и серьезно.

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI