Автоцентр Керг в ЧелябинскеТехно-Моторс в Челябинске






Максим Ахтямов
Максим Ахтямов

Кованые диски ВСМПО были у нас на тесте почти 4 месяца, поэтому пора подводить итоги. Далее...


Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин


Многие из нас хоть раз сталкивались с трудностями при выборе резины. Каждый производитель пытается нахвалить именно свои шины. Что же делать, довериться консультанту? Можно и ему. Однако согласно статистике половина владельцев автомобилей в России покупают автомобильные шины, полагаясь на собственный опыт, советы друзей, форумы и тесты известных журналов.

В США с этой проблемой столкнулись еще полвека назад, поэтому Департаментом транспорта США (DOT), для того чтобы помочь потребителям выбрать шины, была разработана система классификации Uniform Tire Quality Grade (UTQG), которая учитывает 3 параметра: износостойкость протектора, сцепные свойства и сопротивляемость перегреву.

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
Все тесты, необходимые для классификации UTQG, проходят в одном месте – в городе Сан-Анжело и его окрестностях.

Что же это за тесты и где они проходят? За эталон берутся испытания, проводимые на военной авиабазе Гудфелоу и ее окрестностях в штате Техас (США). Все испытания шинные компании проводят сами или нанимают сторонние организации.

Treadwear (Износостойкость)

– показатель, характеризующий ресурс шины.

Это один из самых важных показателей для выбора шины. Ведь для обычного среднестатистического покупателя главное – это цена и то, сколько проходят шины, остальные факторы уходят на второй план. А ведь даже в современных сравнительных тестах шин, этот важный параметр толком не учитывается.

Кортеж из 4 заднеприводных автомобилей наматывает километры по дорогам общего пользования в окрестностях города Сан-Анжело (США). Часть автомобилей экипирована тестируемыми шинами, а часть шинами-образцами (с известными свойствами износа). Это делается для того, чтобы результаты можно было скорректировать с учетом погодных условий и режима тестирования. Машины подбираются таким образом, чтобы нагрузка на шину была на 15% ниже максимально допустимой.

Каждые 1 280 километров шины переставляются между осями, а также проверяется схождение и давление воздуха. Шины должны проехать 11 500 км (во время которых постоянно оценивается глубина протектора), после чего шинной компанией интерпретируются результаты и прогнозируется общий пробег шины до полного износа протектора. Шина, имеющая Treadwear 100 должна проходить 48 000 км до достижения минимально допустимой глубины протектора. А резина, имеющая Treadwear 150, должна проехать в 1,5 раза больше километров, чем покрышка с индексом 100.

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
Маршрут для испытания на износостойкость прописан четко. Указаны даже такие детали, как и с какой скоростью поворачивать, как проезжать перекрестки со знаком «STOP». Дорожная книга очень похожа на те, что используются в ралли третьей категории в России.

А что на практике?

С учетом того, что испытания проводятся на пустынных загородных дорогах, то ресурс в 48 000 км (при износостойкости в 100) можно смело делить на 2 (~24 000 км), а в случае с агрессивным вождением в городе на 3 или 4.

Однако самая большая проблема заключается в том, что шинные компании по-разному интерпретируют результаты после 11 500 км и, следовательно, прогнозируемый общий пробег шины варьируется. Поэтому нужно с осторожностью сравнивать показатели treadwear разных шинных компаний. Однако если разница в износостойкости между шинами различается в два раза, то можно с уверенностью сказать, что шина, имеющая treadwear 300, будет ездить дольше, чем шина, имеющая показатель 140. Сравнивать показатели одной и той же шинной компании можно более точно.

Внимательно смотрите при покупке на индекс износостойкости и не удивляйтесь потом, если шины с индексом в 140 износились всего за сезон. Более того, легковые шины, имеющие индекс меньше 130, относятся уже к гоночным шинам, которые в качестве исключения предназначены для дорог общего пользования. По замыслу производителей такие шины нужны для того, чтобы водитель, не меняя шин, смог доехать до места соревнования и вернуться обратно домой. Минусы спортивной резины с износостойкостью меньше 130 в том, что она очень липкая и мягкая в прямом смысле этого слова. Она работает словно пылесос, собирая все от мелких камушков и осколков стекла, до шурупов. Конечно, чтобы она не гудела, как шипованная, все инородные частицы придется убирать вручную.

А следующий параметр (вкупе с Treadwear) помогает точно убедиться в назначении шины.

Traction (Сцепление)

– показатель, характеризующий сцепные свойства шины на мокром асфальте.

До начала испытания шины проходят обкатку в 320 км, после этого в них устанавливают давление в 1,6 атмосфер и ставят на прицеп массой 492 кг.

Заднеприводный автомобиль разгоняет прицеп до 64 км/ч на мокрой дороге (асфальт, а потом бетон), после чего колеса на прицепе блокируются. В промежутке 0,5-1,5 секунды после блокировки тормозов, датчики высчитывают тормозной момент, который создала шина.

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
На тестах используется как бетонное, так и асфальтовое покрытие.

Так как шины блокируются и скользят на скорости 64 км/ч, то данный параметр показывает, какими сцепными свойствами обладает резина благодаря своему составу, а не рисунку или функции водоотведения.

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин

Классификация по сцепным свойствам на мокрой поверхности

Маркировка сцепления (Traction) Перегрузки G на мокром асфальте, g Перегрузки G на мокром бетоне, g
AA Больше 0,54 Больше 0,41
A Больше 0,47 Больше 0,35
B Больше 0,38 Больше 0,26
C Меньше 0,38 Больше 0,26

На практике для покупателя это означает, что чем выше коэффициент, тем лучше. Для обычного среднестатистического водителя сцепления «А» более чем достаточно. А маркировка «АА» вкупе с низкой износостойкостью (например, Treadwear 100) будет говорить о гоночной направленности шины.

Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
А может ли быть так, что при высокой износостойкости (~300) сцепление по классификации будет «AA»? Да, может. Многие современные (спортивные) шины имеют такие показатели, но стоят достаточно дорого.

Temperature (Cопротивляемость перегреву)

– показатель, характеризующий способность шин выдерживать температурный режим при движении на высокой скорости.

Тестирования проходят в лаборатории, где шину ставят на барабан и раскручивают его до определенных оборотов (которые имитируют скорость на дороге). Тест происходит в жестких временных интервалах. Так, например, шина проваливает тест на категорию «А», если она перегрелась свыше норматива при скорости вращения барабана 575 об/мин.

Маркировка (обозначение) Прогнозируемые скорости
A Свыше 184 км/ч
B От 160 до 184 км/ч

C

От 136 до 160 км/ч

А что на практике? Это, наверное, самый малоактуальный и малозначимый параметр из трех. Почти 90% шин имеют маркировку «А». По сути, она лишь повторяет индекс скорости, который уже был обозначен на шине до этого.

Тесты – не идеальны: в них никак не оценивается шумность, а также управляемость на мокром и сухом асфальте. Но зато большинство шин мира проходят эти три несложных теста, а результаты пишутся на боковине. А это знаете – лучше, чем ничего!

Поделиться

Все статьи раздела

Марки закрыть окно
  • AUDI
  • BMW
  • CHERY
  • CHEVROLET
  • CHRYSLER
  • CITROEN
  • DAEWOO
  • DODGE
  • FIAT
  • FORD
  • GREAT WALL
  • HONDA
  • HYUNDAI
  • JEEP
  • KIA
  • LAND ROVER
  • LEXUS
  • MAZDA
  • MERCEDES-BENZ
  • MITSUBISHI
  • NISSAN
  • OPEL
  • PEUGEOT
  • RENAULT
  • SKODA
  • SSANGYONG
  • SUBARU
  • SUZUKI
  • TOYOTA
  • VOLKSWAGEN
  • VOLVO
  • ВАЗ (Lada)
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • SEAT
  • Cadillac
  • Hummer
  • Jaguar
  • Fiat Professional
  • Porsche
  • LIFAN
  • MINI